Утрата доверия за коррупционный проступок
В анонсе выпуска статьи «Утрата доверия за коррупционный проступок» я неоднократно упоминала термин «конфликт интересов», но не раскрыла его содержание,
В анонсе выпуска статьи «Утрата доверия за коррупционный проступок» я неоднократно упоминала термин «конфликт интересов», но не раскрыла его содержание, и не коснулась порядка проведения проверки в соответствии с Указом № 1065. В этом выпуске статьи мы поговорим именно об этом.
Так, конфликт интересов толкуется в рамках статьи 10 Закона № 273-ФЗ.
Состав конфликта интересов определяется не просто личной заинтересованностью, но заинтересованностью с особыми последствиями, когда невозможно надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей. Поэтому представитель нанимателя должен подтвердить указанные обстоятельства.
Для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности.
Здесь помимо Методических рекомендаций и Рекомендаций предлагаю учесть разъяснения Обзора практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 30.07.2014 года.
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности.
Методические рекомендации устанавливают критерии, по которым можно определить обладало ли должностное лицо необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями и в чем это выражается.
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Методические рекомендации содержат конкретные примеры возможности возникновения конфликта интересов, при которой образуется обязанность уведомить об этом представителя нанимателя.
Отмечу второй немаловажный нюанс. Уволить в связи с утратой доверия можно лишь в случае установления факта конфликта интересов, а не возможного конфликта интересов.
Итак, с чего же начать, если Вас уведомили о проведении в Вашем отношении проверки соблюдения требований по урегулированию конфликта интересов?
Прежде всего уведомление должно быть обличено в письменную форму, содержать разъяснение Ваших прав и быть направлено Вам не в любое время по усмотрению представителя нанимателя, а в течение двух рабочих дней со дня получения кадровой службой соответствующего указания от лица, назначившего проверку (подп. «а» п. 22 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (далее – Указа № 1065).
Также любая проверка должна иметь под собой законное основание. В данном случае основания проверки имеют исчерпывающий характер и поименованы в п. 10 Указа № 1065. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Затем, у проверки имеется строго регламентированный срок – 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, с продлением до 90 дней.
Проверка предполагает реализацию должностными лицами, проводящими проверку (как правило кадровой службы) 6 мероприятий в ходе которых устанавливается истина – событие, обстоятельства, вина.
Важно знать, что, если информация, послужившая основанием для проведения проверки не фиксирует событие совершения Вами коррупционного проступка, она лишь содержит признаки его совершения и подлежит тщательной проверке со стороны представителя нанимателя, уполномоченного проводить такого рода проверку. Ни правоохранительные органы, ни иные государственные органы, ни органы местного самоуправления и т.д. не могут подменить полномочия представителя нанимателя, которые являются исключительными.
Какими бы широкими полномочиями в рамках проведения проверки не был наделен представитель нанимателя у Вас есть 3 ключевых права:
— давать пояснения как в ходе проверки, так и по результатам проверки,
— представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения,
— просить о проведении беседы, отказать в которой Вам не могут.
Доклад о результатах проверки подытоживает проведенную проверку.
Доклад в первую очередь доводится до Вашего сведения, а уж затем доводится до сведения лица, назначившего проверку.
Это обусловлено совокупностью норм: Указ № 1065, Положения об аттестационной комиссии (которое имеется в каждом Управлении МЧС России), Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее – Указ № 821).
У Вас имеется законное право перед тем, как лицо, назначившее проверку, вынесет в порядке п. 28 Указа № 1065 решение, указать на нарушение процедуры проверки или опровергнуть результаты проведенной проверки.
На это же указывает п. 2.9 рекомендаций Департамента кадровой политики МЧС России от 02.08.2018 №4-11-1084.
Несвоевременное ознакомление государственного служащего с результатами проведенной в его отношении проверки влечет за собой лишение гарантированного законом права представить свои возражения относительно допущенных нарушений и результатов проведенной проверки. Утрата данного права невосполнима.
Немаловажным является соблюдение представителем нанимателя сроков давности наложения взыскания. Ч.5 ст.52 Закона № 141-ФЗ, ст. 193 ТК РФ, разд. 3 Рекомендаций, пп. «в» п. 1 Указа № 1065 связывают начало течения срока давности наложения взыскания с определенной датой – 3 года предшествующие поступлению информации. Например, проверка соблюдения государственным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов по информации, полученной в апреле 2020 года легитимна в пределах 3 лет предшествующих поступлению информации. Дедлайн — апрель 2017 года. Вменить в качестве коррупционного проступка действия (бездействие) совершенные в 2015-2016 годах нельзя.
И, наконец, при наложении данного вида взыскания обязательно учитываются характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений, запретов и требований, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (ч.3 ст.52 Закона № 141-ФЗ). Несоблюдение представителем нанимателя данной нормы само по себе влечет отмену приказа об увольнении в связи с утратой доверия.
Продолжение в следующем выпуске статьи.
Анастасия Перепёлкина
Последние новости
Уникальная операция в Сочи: хирурги Онкологического диспансера №2 борются со злокачественными опухолями
Специалисты провели комбинированную операцию для спасения жизни пациента.
Лабинск получит аппарат МРТ к 2025 году
Губернатор Краснодарского края дал обещание обеспечить жителей современным медицинским оборудованием.
IV Конгресс молодых ученых в Сириусе
Научные разработки и технологии Роспотребнадзора на выставке.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией