01.09.2019

История сочинского Бродвея

Старожилы, которые помнят город-курорт 60-70-х годов, обязательно поделятся в воспоминаниях историей о знаменитом сочинском «Бродвее».



Старожилы, которые помнят город-курорт 60-70-х годов, обязательно поделятся в воспоминаниях историей о знаменитом сочинском «Бродвее». Этот торговый и развлекательный центр старого Сочи, был в те годы притягательной Меккой для гостей и жителей всесоюзного курорта. Нынешнее поколение не знает, что такое безостановочное шарканье тысяч подошв по асфальту, движущихся двумя встречными потоками, которые кажутся бесконечными. Сочинский «Бродвей» сокращенно называемый «Брод», был местом встреч, здесь отдыхали большими компаниями, делали покупки, заводили курортные романы, спешили парами в рестораны, кинотеатры или на танцы. Конечно, сегодня старый центр города, ведущий свою историю с начала 20 века, может показаться архаичным, но здесь царила незабываемая советская атмосфера.





Наверное, это символично, что сохранившиеся фотографии «Бродвея» сделаны в Сочи весной и осенью, когда людской поток из утомленных солнцем гостей обнажал городские улицы. Впрочем, пусто здесь не бывало никогда. В стране, где правил балом дефицит, сочинцы часто дежурили возле гастронома №1, прозванного в народе «Поцелуевским» по фамилии его директора. Продуктовый магазин имел мясной, рыбный отделы и в продажу часто выбрасывали настоящие деликатесы.





В какой-то мере, это был сочинский аналог столичного «Елисеевского» гастронома. Самый большой продуктовый магазин в городе, где иногда можно было купить конфеты грильяж, птичье молоко, а если повезет кусок хорошего мяса, живую рыбу из большого аквариума, копченую колбасу или дефицитные по тем временам «шпроты». А уж если в гастрономе работал кто-то знакомый, то к праздникам можно было достать все что угодно. Такие связи в сочинской торговле очень ценились, а их обладателей называли блатными.





Рассказывали забавный случай. Во время одного из своих визитов в Сочи Брежнев решил сходить в народ и посетить ранним утром самый популярный сочинский гастроном № 1. Спиртные напитки уже тогда продавали с 11 часов. Генсек подошел к прилавку посмотреть ассортимент предлагаемых народу вин. В это время в отделе появилась продавщица и, не узнав дорогого Леонида Ильича, заорала: «Куда прешься? Забыл, что портвейн с одиннадцати?».





Впрочем, любителей выпить, а особенно сочинского разливного пива, на «Бродвее всегда находилось достаточно много. К их услугам был знаменитый на весь город стеклянный павильон, прозванный за свои округлые формы «Шайбой». Здесь торговали молочными коктейлями, различными напитками, в том числе пивом и алкоголем на розлив. Иногда возле «Шайбы» стояла непроходимая толпа народа, оглушавшая прохожих разговорами и гремевшая пивными кружками. В разные годы, заведение меняло свой рекламный облик, но неизменно пользовалось успехом у жителей и гостей курорта.





Однако, приходил сюда народ не только за пивом и продуктовыми деликатесами. В годы СССР дефицит был на все пользовавшиеся спросом товары. Граждане по нескольку раз обходили вереницу маленьких уютных магазинчиков торговавших галантереей, парфюмерией и другими товарами народного потребления. Хорошие вещи разбирались быстро и за ними выстраивались длинные очереди. Были и те, кто по блату получал дефицитные товары с заднего хода, а потом гордо нес свою обновку на зависть окружающим. Магазины тянулись от переулка Электрический до улицы Войкова, а затем поворачивали своей бесконечной торговой вереницей до самого Морпорта.





Старожилы еще помнят их названия: «Весна», «Ландыш», «Старт», «Юный техник», «Овощи», хозяйственный, обувной, кожгалантерея. На улице повсеместно стояли столы выносной торговли и холодильники, украшенные белыми медведями. В последних продавалось мороженое «Эскимо», «Ленинградское», «Пломбир» и батончики с орехами на палочке. Всё пространство нынешнего Кооперативного сквера занимали по периметру строения магазинов, нескольких жилых домов, клуб «Коммунальных работников» и большая табачная фабрика.





В общем, «Бродвей» по тем временам был огромным супермаркетом. К услугам жителей и гостей распахивал свои двери большой двухэтажный магазин одежды «Дружба», рядом располагались магазины «Игрушки», «Промтовары», ателье пошива для модниц, единственная в городе комиссионка и фото-студия. Если необходимо было найти нужного человека, а домашний телефон для многих был роскошью, все шли на «Брод» и, как правило, находили друг друга.



Ближе к Морпорту находилась «Филателия» где торговали популярными в то время марками и значками. Здесь часто назначали свои встречи нумизматы, коллекционеры менялись марками, можно было купить памятные монеты, иностранные журналы, книги по архитектуре и искусству, склеиваемые модели кораблей и самолетов, кляссеры и фотоальбомы.



Напротив «Филателии» предлагали свои услуги многочисленные будки мастерских сочинской службы быта. Проявка и печать фотографий, гравировка сувениров, ремонт часов и обуви, занимали на улице целый ряд. У них был весьма специфический архитектурный облик и в те годы ими был усеян весь город.



Впрочем, в центре эти будки то появлялись, то исчезали, чего не скажешь о других районах города. Очевидно, власти Сочи, таким образом, периодически боролись за внешний вид визитной карточки всесоюзного курорта.



Однако привлекал «Бродвей» гостей не только торговлей. Желающих полакомится вкусной едой, встречали сразу два ресторана, диетическая столовая и первая в городе чебуречная. Сразу за гастрономом и старой почтой располагался ресторан «Платан» с дежурившим у дверей швейцаром. По вечерам его название переливалось неоном, а в уютном зале играл эстрадный оркестр.



На углу ресторана видно Эллинский спуск, перед ступеньками располагалась маленькая диетическая столовая, а чуть выше по лестнице была круглая в виде цветка чебуречная. Стоячие столики, дешевый ассортимент закуски, буфет со свежим пивом, привлекали в чебуречную широкие пролетарские массы и любителей сообразить на троих, курсирующих за портвейном в гастроном и обратно.



С другой стороны фото виднеется балкон и угол помещения «Дома медработников», который по всей своей длине буквально упирался в деревянную веранду рыбного ресторана «Голубой». В этой знаменитой ресторации часто продавались раки, форель, фирменная рыбная солянка. Летняя веранда работала как буфет, где можно было пропустить рюмочку или, спрятавшись от суеты «Шайбы» выпить кружку не бодяженного пива. Вечером играла живая музыка, и ресторан всегда пользовался спросом.





И конечно основной точкой культуры и отдыха на «Бродвее» был кинотеатр «Смена» на Эллинском спуске. Зимний и летний залы, хороший репертуар фильмов не оставляли кинотеатр пустым. Особенно он радовал детей и подростков которые пробираясь по крышам ресторана «Голубой» смотрели фильмы для взрослых в его летнем зале. Об этом старом кинотеатре, не раз менявшем свое название, в городе ходили легенды . Впрочем, это был не единственный кинотеатр на «Бродвее». Другие кинозалы, афиша которых печаталась в городских газетах, располагались в «Доме медработников» и клубе «Коммунальщиков».





Примечателен и сам Эллинский спуск, который является древнейшей улицей города. После революции он поменял свое название на Осоавиахимовский подъем. В более далеком историческом прошлом, это была дорога от ворот крепости «Форт Александрия» к ремесленному центру Сочи. В советские годы в бывшем доме купца Полиди напротив церкви располагалась городская поликлиника, а вдоль лестницы стояли жилые дома и тир, в котором желающие стреляли из воздушки по мишеням за 3 копейки.





Впрочем, жилые дома на «Бродвее», по-видимому, остались с купеческой эпохи и после революции были разделены нуждающимися пролетариями на квартиры. В качестве примера можно привести одноэтажный домик между старой почтой и рестораном «Платан», дома рядом с «Филателией» и напротив здания администрации порта. В те далекие социалистические времена квартирный вопрос рассматривался по другому, и жилые дома встречались даже в парке «Ривьера».







В общем, в старом центре всегда кипела жизнь. Кто-то не спеша потягивал пиво в «Шайбе». Круговорот народа атаковал магазины, модницы спешили в ателье, дети капризно тянули родителей к игрушкам. В сквере, напротив «Поцелуевского» гастронома, сидели томные дамы, стреляя глазками по сторонам. Кавалеры, познакомившись, спешили за билетами в кино на последний сеанс. К вечеру зажигались огни ресторанов, и призывно звучала громкая музыка.


( На снимке сочинская табачная фабрика перед Морвокзалом )

Сегодня от сочинского «Бродвея» осталась только пара зданий и сквер. Все остальные исторические постройки были снесены в начале 80-х годов в рамках борьбы за «образцовый социалистический курорт». Нам остались только воспоминания и старые музейные фотографии о городе, которого больше нет.



Большая благодарность всем, кто сохранил фото старого города. В статье использовались фотографии О. Коваленко и Ю. Кагановича из архивных фондов «Музея истории города-курорта Сочи».

Последние новости

«От весны, которая задаёт новый ритм всей природе, мы всегда ожидаем добрых перемен»

Дорогие земляки! С праздником — Днём Весны и Труда! Эти два понятия объединяют разные поколения, придают новые силы, вселяют жизнеутверждающий оптимизм и энергию.

«Первомай всегда был символом созидания, мира и единения для всех людей, трудящихся во благо своей страны»

Дорогие земляки! От всей души поздравляю вас с праздником Весны и Труда!

Поздравление с праздником от депутата Государственной Думы

Дорогие земляки! От всей души поздравляю вас с праздником Весны и Труда!

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *