КИНО - ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ
Марина Вартемидис. 27 августа - День российского кино СЕГОДНЯ гость нашей газеты - Виталий Серафимович Калинин, руководитель мастерских режиссуры ВГИК, замдекана режиссёрского факультета ВГИК,
Марина Вартемидис.
27 августа - День российского кино
СЕГОДНЯ гость нашей газеты - Виталий Серафимович Калинин, руководитель мастерских режиссуры ВГИК, замдекана режиссёрского факультета ВГИК, эксперт министерства культуры РФ в области профессионального образования, доцент режиссуры кино и телевидения, сценарист, режиссер, лауреат отечественных и зарубежных премий.
Виталий Серафимович, День российского кино для вас лично - это праздник?
- Если не ошибаюсь, эту дату стали широко отмечать во времена перестройки. До этого праздника не припомню такого. Нас ведь всегда держали на «третьих ролях». Культуру и искусство никто особенно не привечал, считалось, что у нас и так жизнь – праздник. Мы себе сами придумывали всякие поводы. Но в перестройку все заговорили о том, что раз у строителей и шахтёров есть профессиональная дата, то почему ее нет у нас. А документ был и раньше - Указ о развитии отечественной кинематографии от 27 августа 1918 года. Кстати, мало кто знает, что именно этим указом Ленин на многие годы определил основные направления и виды развития советского кинематографа. Ему, говорят, показали фильм «Торфоразработки в Кашире». И он осознал, что кинематограф даёт человеку возможность учиться (кино не требует знания букв), а потом и создавать иллюзию, что он живёт полноценной жизнью. Кино спасло Америку в Великую Депрессию. Кино спасало СССР и спасает Индию от реальности жизни.
- А вы любите российский кинематограф и за что?
- Когда говорят о любви, то тут у меня один ответ: люблю жизнь. Во всех её проявлениях. Профессиональный человек не говорит о том, что он любит в профессии. Вы будете смеяться, но в профессии я обожаю перемещения в пространстве и встречи с людьми. Удивительное дело кино – тебе платят деньги за то, что ты постигаешь мир! У зрителя остаётся кино, у тебя остаётся процесс. Мы живём в эпоху жёсткого давления того, что молодые правильно сформулировали: «зайдёт-не зайдёт». Примет аудитория или нет. Когда говорим о российском кино, мы должны понимать жёсткую, почти непримиримую линию баррикад. Каждый на той или иной стороне задаёт другому вопрос: «Ты с кем?» С Серебрянниковым, со Звягенцевым или с Бондарчуком и Бекмамбетовым? При этом существует огромное количество замечательных, серьёзных современных режиссёров: Сергей Урсуляк (из «старших»), братья Котты, Александр Велединский, Василий Сигарев. Да тот же Юрий Быков, Аня Меликян, Борис Хлебников. Это то, к чему лежит душа, когда говорю о кино. Мы всё время хотим делиться на «наших» и «не наших», на своих и чужих. Но кино – территория свободы. Свобода - 24 кадра в секунду. Так нас плёнка «построила». Что такое российский кинематограф? Для меня лично это Борис Хлебников с «Аритмией» и параллельная его сериальная «Обычная женщина». Любой человек, который занимается кино в России не только любит, но и мечтает сделать такой фильм или такой сериал, чтобы он потряс зрителя. Я люблю отечественное кино за его разнообразие и непредсказуемость. Мы всё время нарушаем законы драматургии, поэтому лучшие наши фильмы смотрят на Западе, а мы дикие. Наше люблю потому, что даже если это не очень сделано, я его понимаю. Это про меня и людей, которые живут рядом.
- Что особенно понравилось за последние пару-тройку лет?
- «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря…» потому, что там есть ответ на поговорку, с которой я живу всю жизнь: «Можно приучить себя к горькому кофе и горькому шоколаду, нельзя привыкнуть к горькой правде». «Т-34» не зашёл: я не люблю сказок, особенно про войну, но парадокс: Саша Петров - уникальный актёр, и он смог сыграть правдиво. Не поверите, но я люблю «дурацкое кино». Это даёт возможность мозгу отдохнуть. Ну, например, «Полицейский с Рублёвки». Но Илья Куликов как сценарист для меня загадка. Я всегда говорю и студентам: делайте короткую и резкую историю: «Он приехал как тренер по лыжам, она стала чемпионкой по каратэ». Из последних зарубежных премьер - конечно, Тарантино. Я его обожаю, потому что никогда не знаешь, куда он тебя заведёт. Кино - тонкая штука. Оно то требует сюжета, то уводит нас в какие-то неимоверные ассоциации, которые то зависят от тебя, то вдруг никак не зависят.
- А есть что-то из советского кинематографа, что с удовольствием пересматриваете?
- Советская кинематография была мощной и по размаху, если не равнялась американской, то соревновалась на равных. Другое дело - технологии. Но «по душе» наша была сильнее. Тогда даже было выражение такое: «Хорошее кино – посмотрел и забыл». Американское, за редким исключением, душу не трогало. Перевернули меня фильмы конца 60-х. Я уже входил в «сознательный» возраст и фильмы о «становлении подростка» меня потрясали. В них находил ответы на вопросы жизни. Это была мощная волна фильмов для юношества : «Я вас любил», «Мужской разговор», «Мама вышла замуж» и ещё много. Теперь таких уже нет и не будет. Но реальное потрясение - это «Доживём до понедельника». Думаю, что именно этот фильм заложил во мне «бомбу замедленного действия» и я стал педагогом, мастером режиссуры. Чуть позже меня потряс «Андрей Рублёв». Я люблю пересматривать советские фильмы, когда они идут по телевизору: «Не горюй!», «Мимино» и «Кин-дза-дза» Г. Данелия, «Любовь и голуби» В. Меньшова, «Золотой телёнок» М. Швейцера…
- По-вашему, какое будущее у киноиндустрии в России через 10-20 лет? Что будет в тренде и почему?
- Мне кажется, что сегодня и всегда в отечественном кино будет востребована женская тема. Я и студентам говорю: чтобы они писали триллеры. «Женщины», «Вас вызывает гражданка Никанорова», «Вокзал на двоих» - вот что любит русский человек! Россия привязана к мамкиной груди. Вот про это и нужно снимать. Не про бизнес вумен, а именно про ТЖД – «тяжёлая женская доля», но в ней всегда грустный, но человеческий финал – дети выросли, поле убрано, борщ сварен, можно и к телевизор. Семья во всех её проявлениях будет интересна в России всегда. Но! Мы должны понимать, что зритель в кинотеатр уже не вернётся. Это мировая тенденция. Теперь кино ушло в сериал, а скоро целиком будет в интернете.
- Если бы нашему отечественному режиссеру доверили снять художественный фильм о вас, то какого мастера выбрали и в каком жанре было бы кино?
- Я бы поручил съемку Жоре Крыжовникову, и это был бы трагифарс. Думаю, многие режиссёры согласятся с тем, что наша жизнь по жанру полна комических, иногда фантастически смешных обстоятельств, но в целом тяжела и часто трагична. Впрочем, и жизнь – трагедия, ведь главный герой в финале умирает…
- Известны ли Вам лично случаи, когда режиссеры Голливуда приводили в пример или считали своими кумирами российских режиссеров?
- Возьмите любой опросник «Любимые фильмы американских режиссёров», там всегда есть Эйзенштейн, Тарковский, «Летят журавли» М. Калатозова и Параджанов. У европейцев списки пошире, но эти фамилии там обязательно. Кстати, в американских списках и европейцев немного.
- Ваши напутствия юным староминчанам, которые пока только мечтают учиться во ВГИК и работать в кино.
- Ребята! Любите жизнь, любите её во всех проявлениях, вслушивайтесь в природу вокруг, учитесь понимать близких, да и всех людей. Много читайте, прежде всего, классику – там источник вечных русских сюжетов. Фильмы смотрите «трудные», не ведитесь на модное.
А кино само прорвётся из вас.
Вы это почувствуете сами.
Как почувствуете – приходите.
Благодарим за помощь в организации интервью Юлию Кобицкую.
Последние новости
Профилактика гриппа и ОРВИ в Краснодаре
Специалисты Роспотребнадзора провели лекцию для старшеклассников.
Заболевания почек: Важность их здоровья для организма
Понимание роли почек в организме может помочь в предотвращении серьезных заболеваний.
Национальный проект «Здравоохранение» в Краснодаре
Губернатор Вениамин Кондратьев поделился достижениями в сфере здравоохранения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией