Виктор Вирченко и «Родная сторонушка»

Виктор Вирченко и «Родная сторонушка» Без преувеличения, его знают все в нашем районе и очень многие в крае, России и за рубежом.

Виктор Вирченко и «Родная сторонушка»

Без преувеличения, его знают все в нашем районе и очень многие в крае, России и за рубежом. Его колоритную фигуру с роскошными, закручивающими,  настоящими казацкими усами запоминают с первого взгляда. О нем сказано и написано много. Но точку ставить рано, ибо он идет дальше, вперед, вверх.

Виктору Николаевичу 65-ть, его любимому детищу — народному ансамблю танца «Родная сторонушка»,  родившемуся в нашем районе, 1 апреля будущего года исполнится 35. Есть статистика, отражающая число детей, подростков и молодежи, прошедших через ансамбль, есть сведения о том, сколько из этих воспитанников пошли его дорогой, сколько заслужено дипломов, грамот, кубков, медалей за эти годы. Но никакая статистика, ни одна цифра не отражает    колоссальный труд в целом и с каждым участником индивидуально и тем более воспитательный характер многочасовых занятий и общения. Зрители видят лицевую сторону работы, но основная она там, за «фасадом», за закрытым занавесом на сцене, в балетном зале. Сегодня о Викторе Николаевиче скажут те, кого он учил и учит любить танец, движение, кого воспитал и воспитывает сегодня, кто много лет работает рядом. Они все едины в главном — такой руководитель, хореограф-балетмейстер, постановщик  — редкость. Но у каждого есть что сказать своё. А начинает повествование человек, благодаря которому в нашем районе появился истинный самородок-профессионал, Анатолий Иванович Гуров:

-В нашем прекрасном Дворце культуры, который хотя и строился долго, созданы все условия для творчества. И с первых дней сдачи его в эксплуатацию начали работать различные кружки и секции. Не хватало хорошей хореографии. Первый секретарь райкома партии В.П. Сергейко знал об этом, поскольку  при всей его занятости живо интересовался состоянием культработы. Однажды практически приказал мне найти профессионального хореографа. Задача, скажем, была далеко не простой. Помог, однако, случай. После окончания семинара секретарей райкомов партии, который проходил в Тихорецке, нам предложили посмотреть концерт местных артистов. Там я впервые и увидел Виктора Николаевича, его работу. Это произвело на меня потрясающее впечатление. Не мешкая, доложил Василию Петровичу. Получил приказ действовать немедленно. Мы — в Краснодар, к педагогу-наставнику В.Н. Вирченко Л.Г. Нагайцевой. Она прекрасно охарактеризовала своего ученика. И мы направились прямиком к Виктору Николаевичу. Говорили с ним, с его супругой Лидией Григорьевной. Убеждали   перебраться к нам, ведь у нас есть все условия для развития хореографии и занятий.  Не сразу, но все же они согласились на переезд. За прошедшие годы я ни разу не разочаровался в своем выборе. А слова В.П. Сергейко на одном из концертов «Да, это то, что нам было нужно!» дорогого стоят. Вскоре В.Н. Вирченко и «Родную сторонушку» узнала вся Кубань. И уже другие районы нам завидовали, а коллега из Тихорецка однажды откровенно признался, что очень сожалеет о том, что отпустили прекрасного хореографа.

*   *   *

Виктор Николаевич сыграл большую роль в профессиональном становлении многих молодых людей нашего района. Он сумел привить любовь к делу, которому посвятил свою жизнь, не только своей дочери Олесе, но и другим ученикам.

-После окончания школы в хуторе Куликовском я учился в нашем СПТУ, — вспоминает участник первого состава ансамбля «Родная сторонушка» Сергей Владимирович Прихидько. — К нам из РДК приходили руководители разных направлений. Мы занимались всем, что нам предлагали. Я даже в цирковой студии пробовал. Но однажды в училище пришел молодой мужчина. Присматривался. Как потом узнали,  это был Виктор Николаевич Вирченко. Он отбирал подходящих кандидатов в свой будущий коллектив. Так я попал к нему в группу, на основе которой позже был создан ансамбль «Родная сторонушка». Именно тут я по-настоящему почувствовал красоту танца и понял, что это достигается огромным трудом. Наш первый набор был очень дружным, мы все в едином порыве стремились научиться красиво двигаться, танцевать, как наш руководитель, и понимали, как это нелегко. А потому все его требования, критику воспринимали адекватно, ведь все было справедливо, а мы должны отрабатывать каждое движение, жест, мимику. Потом была служба в армии и возвращение в хутор. Я, наверное, постеснялся вернуться в ансамбль. Устроился работать в колхоз «Россия» сначала трактористом, потом шофёром. В нашем хуторском ДК директором была Н.Х. Синицына. Она знала меня и когда перешла работать в отдел культуры,  предложила мне все-таки вернуться к танцам.   Виктор Николаевич одобрил мой шаг, а позже настоял, чтобы я поступил в институт культуры на хореографический факультет. Он много помогал мне литературой, поддерживал при поступлении, наставлял, как говорится, на путь истинный. После окончания учебы я работал с Виктором Николаевичем репетитором в ансамбле. Постоянно учился у него, а через время он предложил мне создать еще один ансамбль. Было тревожно: справлюсь ли, как буду выглядеть на фоне Мастера? Но Виктор Николаевич постоянно поддерживал меня и направлял, можно сказать, опекал. И вот уже 25 лет живет «Золотой колосок», которому уже присвоено звание образцового. Никто никому не мешает. Мы идем параллельно, но, конечно,  Виктор Николаевич впереди, я за ним. Мы делаем одно дело. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, не обрати на меня внимание В.Н. Вирченко. Да и у моих сыновей тоже. Оба занимались танцами в «Золотом колоске», младший Володя выбрал профессию хореографа. Окончил Краснодарский музыкально-педагогический колледж. Сейчас работает тренером-хореографом фигуристов в Сочинском  центре олимпийской подготовки по зимним видам спорта. А все началось с «Родной сторонушки» и ее бессменного руководителя Виктора Николаевича Вирченко.

Добавлю: Сергею Владимировичу присвоено звание «Заслуженный работник культуры Кубани».

*   *   *

Добрыми словами и с долей грусти вспоминают свои годы, проведенные в ансамбле под руководством Виктора Николаевича и другие . Они приходили сюда по-разному, но расставались одинаково тяжело.

И Лариса Анатольевна Крохмаль (Никулина) и Татьяна Викторовна Гирчено (Писанко) вспоминают участие в ансамбле как лучшие годы своей юности и молодости, с благоговением. Они так же, как и Сергей Прихидько, Оксана Мороз, Людмила Первишко, Евгений Близнюк и другие были первыми учениками у Виктора Николаевича в Ленинградской.  Для них ансамбль стал не просто дополнением к учебе и работе, а семьей. Именно   здесь они познакомились со своими супругами. К слову: только в первом составе «Родной сторонушки» сложились 6 или 7 супружеских пар. А где еще лучше узнаешь человека, как не в работе, на отдыхе, в поездках, порой сопровождающихся бытовыми неудобствами? Тут проявляются все стороны человека.

Были и казусы, и приключения, и неприятности, о которых потом вспоминали со смехом.

-Помню, поехали мы в Краснодар на празднование 200-летия освоения Кубани казаками. В новых костюмах. И вдруг разразился ливень. Вымокли до нитки, даже краска потекла с платьев. Расстроились ужасно. Но все прошло хорошо. Постановку делал Леонард Гатов, а это балетмейстер высшего класса, — сказала Л.А. Крохмаль и добавила: — С Виктором Николаевичем всегда ждешь чего-то нового. Он, сам экстраверт, человек постоянно ищущий новое, единомышленников, расширяющий свои контакты, стремился, чтобы и мы были активными, не «закисали» в чем-то одном.

Обе ученицы Виктора Николаевича связаны  с хореографией. Лариса Анатольевна занимается с детьми в централизованной клубной системе (клуб колхоза имени Кирова), а Татьяна Викторовна преподает в начальной школе № 40.

*   *   *

Много лет в содружестве с Виктором Николаевичем работает Светлана Николаевна Андреева. Они вместе создавали сценарии многих концертов не только к дню рождения «Родной сторонушки», а по самым разным поводам. Она неизменный ведущий праздников ансамбля, знает его «кухню» изнутри. А сегодня рассказывает еще об одной грани таланта своего коллеги:

-Вирченко — натура увлеченная, жизнестойкая, неутомимая, не ординарная, самобытная, противоречивая, но однозначно  талантливая. И об этом говорит все: и его работа, и его увлечения,  и вся его жизнь. Как художественному руководителю социально-культурного комплекса мне, наверное, нужно было рассказать о том, как театр танца  «Родная сторонушка»  принимает участие во многих проводимых в крае и за его пределами хореографических конкурсах и фестивалях, как привозит оттуда дипломы лауреатов, тем самым подчеркивая профессионализм руководителя и исполнительское мастерство участников коллектива. Но это давно стало для всех  нас и естественно, и очевидно. Хочу сказать о другом, думаю,  не менее важном.  Воистину говорят, что талантливые люди опережают свое время . Так случилось и с Виктором Николаевичем. В начале нынешнего года Министр культуры РФ Владимир Мединский рассказал о программе «Культурные нормативы школьника», которая  начинает действовать с сентября. Школьники должны будут посетить определенное количество музеев, выставок, концертов, архитектурных памятников, посмотреть лучшие фильмы, «желательно отечественные». Так вот В.Н. Вирченко реализует эту программу уже без малого 10 лет .  Участники ансамбля и по желанию их родители в течение года 2-3 раза посещают Музыкальный театр «Премьера» им. Леонарда Гатова. Смотрят  лучшие спектакли оперы и балета. Это и «Спартак», «Лебединое Озеро» в постановке Григоровича,   «Легенды о любви»  современного режиссера Мацко  и многие,  многие другие. 3 часа дороги до Краснодара все слушают  рассказы Виктора Николаевича либо о композиторе, написавшем музыку  к спектаклю, либо об исполнителях главных ролей. Эти поездки имеют еще и эстетический аспект. Перед тем как зайти в театр, дети меняют «дорожную одежду» на нарядные платья и костюмы. И это тоже их возвышает.  Если позволяет время, в этот день еще посещают какую-нибудь интересную выставку, а потом живо обсуждается увиденное. Я тоже стараюсь не пропускать эти интересные поездки. С Виктором Николаевичем работать легко и сложно одновременно. Он фонтанирует идеями. И мне кажется, понятие невозможного для него просто не существует. Он знает, что, зачем  и как делать. Так было в этом году с первоапрельским концертом, когда все говорили, что перенести сцену в паркетный зал невозможно, рассадить зрителей невозможно. Но он продумал все до мелочей, и концерт состоялся. Я счастлива, что работаю в коллективе, где творят такие увлеченные люди, как Виктор Николаевич Вирченко.

*   *   *

Никогда не занималась в ансамбле, не работала непосредственно рядом с Виктором Николаевичем директор районного историко-краеведческого музея Галина Николаевна Кравченко, но их сдружила общность интересов:

-Про таких людей говорят: «Феномен от природы».  Вирченко любят, его обожают  за талант, он покоряет своей всепоглощающей преданностью профессии и неуёмной       фантазией в своем творчестве. А теперь открылось еще одно его большое увлечение. Оказывается, что он не  только блистательный педагог и артист, но еще и скрупулезный коллекционер. Предмет его гордости – великолепная коллекция статуэток балерин. Но не в характере Виктора Николаевича всё хранить под спудом. Он легко отозвался на просьбу выставить бесценное богатство в нашем  музее. Невозможно передать, какое удовольствие и заряд энергии  мы, сотрудники музея, получили, монтируя эту экспозицию и  общаясь с нашим Маэстро.  Выставка в результате получилась необыкновенно красивой.

В марте  2018 года  прошло ее открытие под названием «Танец в искусстве изваяния».  Она вызвала интерес не только у жителей нашего района, но и других. Выставка широко рекламировалась на сайтах министерства культуры Краснодарского края, газеты «Кубанские новости» и в социальных сетях. Экспозицию в музее  посетили более 8 тысяч человек,    в их числе  хореографы Кубани в соответствии с программой краевого семинара, который  проходил в Ленинградской  в прошлом году.

Следующий наш совместный с Виктором Николаевичем проект — «Родная сторонушка»: от малой родины до великой России», посвященный 35-летию этого известного танцевального коллектива, стартует в январе будущего года. А самому Маэстро желаю оставаться таким, каким мы его знаем и любим, — оптимистичным, ярким, позитивным, щедрым, с чувством юмора!

*   *   *

Многие годы аккомпанирует ансамблю Эллина Яковлевна Глянц. Этот тандем сложился исключительно на творческой основе, на талантах.

-Мне очень комфортно в «Родной сторонушке», у нас с династией Вирченко-Лысенко полностью совпадают представления о красивом и нужном, — делится мнением музыкант. — Здесь царят душевность, эмоциональность и высокий профессионализм при непререкаемой человечности. Нас объединяет общая цель — развить прекрасное в детях через танец, пластику и музыку. Иначе не сложилось бы. Дети, известно, не любят фальши. Виктору Николаевичу они доверяют, а он им, потому что по сути сам большой ребенок. Не зашорен ханжеством, лицемерием. Он неизмеримо выше взрослых, но вровень с детьми.

*   *    *

В ансамбле есть родительский комитет. Он помогает решать организационные вопросы, оповещать родителей о предстоящем собрании или выступлении, поездках и т.д. Но главное — они видят перемены в своих детях.

-Я была постоянным зрителем на концертах «Родной сторонушки», — рассказывает представитель родительского комитета Яна Мартыненко, — но самой не довелось заниматься у Виктора Николаевича. Когда родилась дочь, решила: уж она-то обязательно будет танцевать и только в этом ансамбле. И так случилось, что ее приняли трехлетней.  Это было невероятно, но радостно. Конечно, первые шаги были неуклюжими, впрочем, как и у всех малышей. Спустя четыре года я вижу свою дочь совсем другой. Во-первых, появились определенные навыки танца, а еще — дисциплинированность, внимательность, ответственность и понятие дружбы. Мы с трепетом и радостью ждем каждый год открытый урок и день рождения ансамбля. Тут родители видят, чему научились их дети, оценивают, не зря ли дочь или сын ходит сюда, не теряет ли попусту время, и убеждаются: нет, не зря и не теряют, а находят! Но чтобы добиться этого, Виктор Николаевич и Олеся Викторовна вкладывают колоссальный труд, проявляют невероятное терпение. И за это им огромное спасибо от всех мам и пап, бабушек и дедушек!

*   *   *

Сегодня отдел культуры администрации района возглавляет Ю.И. Мазурова (Карпова), в прошлом и сама участник ансамбля. Теперь она по-другому видит работу его руководителей, но все так же восхищается ею.

-Я можно сказать случайно попала в ансамбль, — признается Юлия Ивановна. — Уезжая в отпуск, родители наказали записать к Виктору Николаевичу младшую сестру Татьяну, а я уже перешла в 10-й класс. Выполнила поручение и сама захотела заниматься,  тем более, что уже окончила музыкальную школу. Надо было чем-то заполнить высвободившееся время.  Виктор Николаевич принял. Это было время, когда «дотанцовывал» первый состав ансамбля — Люда Первишко, Олег Кустов, Марина Барвенко (кстати, сейчас директор Батайского центра детско-юношеского творчества) и другие. Мы пришли им на смену ничего не умеющими. Но Виктор Николаевич так построил отношения внутри коллектива, что старшие нас опекали, помогали во всем. А потом и мы стали взрослыми. У многих юношеская дружба переросла в настоящее чувство, и появились семейные пары. В том числе и наша с Андреем Мазуровым.

Иногда слышу, что Виктор Николаевич чересчур строгий и требовательный, порой и прикрикнуть может. Но так говорят те, кто только слышит, сидя за дверью в ожидании своего ребенка, но никак не видит происходящего в зале. А дети, они совсем по-другому воспринимают замечания, они понимают требования. Без этого ничего не получится.

Виктор Николаевич всё видит и слышит. Хотя, когда делаешь правильно, абсолютно нет ощущения контроля. Но стоит ошибиться, он тут как тут. Это тоже талант. С ним никогда не бывает скучно. Он много знает и умеет увлечь своим рассказом.

Думаю, все, кто прошел через «Родную сторонушку», вспоминают то время с радостью и ностальгией. Но теперь наши дети, а у многих уже внуки спешат в балетный зал к Виктору Николаевичу и Олесе Викторовне, которая подобно отцу отдает любимому делу силы, душу и очень много времени. Для нее он был и есть главный учитель, наставник, а теперь и принципиальный критик.

*    *    *

Вряд ли кто знает лучше и подробнее про В.Н. Вирченко и его деятельность, чем бывшая на протяжении многих лет заведующей отделом культуры, заслуженный работник культуры России А.Ф. Давыдова. При ней прошло становление и развитие ансамбля, при ней Виктор Николаевич получил звание заслуженного работника культуры России, да много чего произошло в те годы. И до сих пор их связывает нить творчества:

-В 2007 году, объявляя имена  победителей конкурса хореографических коллективов Южного федерального округа,  ведущий церемонии назвал Виктора Николаевича Вирченко первым среди лучших. Он по праву признан лучшим хореографом Юга России. За заслуги в развитии культуры ему вручены Почетный знак и Пальмовая ветвь Терпсихоры. Это стало добавлением к многочисленным дипломам, званиям, медалям. И только посвященные знают, что за каждым успехом — ежедневный многочасовой труд. Репетиционный зал стал пожизненной площадкой для руководителя и участников народного ансамбля танца «Родная сторонушка», где проливают пот, а порой и слезы, чтобы отточить каждое движение, потому что балетмейстер Вирченко знает, чего хочет получить в конечном счете в танце. Бесспорно, он руководитель высочайшего профессионализма, невероятного трудолюбия, а потому и результаты высокие и титулы заслуженные. Ансамбль одинаково ярко, мощно выступает на любых сценах, будь то хуторской клуб или Кремлевский Дворец съездов,  открытие и закрытие ХХII Олимпийских и XI Параолимпийских игр в Сочи. Потому что для него главное — искусство, мастерство исполнения и никакой фальши.

Виктор Николаевич подарил району, Кубани, России «Родную сторонушку», но он сделал неизмеримо больше тем, что сформировал творческое направление — хореографию, которая до 1985 года была у нас, что скрывать, слабым звеном. А сегодня нет в станице, да и во всем районе семьи такой, которая не знает об ансамбле. С трудом отыщется человек, который ни разу не видел его выступления. Аншлаги в зрительном зале в день рождения коллектива 1 апреля и на повторе концерта, радостные возгласы, шквал аплодисментов и даже слезы счастья свидетельствуют о любви к делу Виктора Николаевича. Он платит за эту любовь своим неиссякаемым талантом, новыми воплощаемыми идеями. Нет, что не говорите, а Вирченко —  из плеяды незаменимых. И еще: вся жизнь и творчество, все большие деа Виктора Николаевича — это его благодарность родителям Николаю Дмитриевичу и Лидии Емельяновне, это высшая оценка за воспитание сына. Хотя поначалу они были категорически против «танцевальной прохвессии».

*    *    *

Намеренно не стала спрашивать Олесю Викторовну Вирченко-Лысенко об отце. Обо всём говорит то, что Олеся с 2-х лет связана с хореографией. В балетных залах и на сцене она подрастала, взрослела. Была лучшей солисткой ансамбля. Окончив хореографический факультет Краснодарского института культуры, работала в «Казачьей вольнице», но все-таки согласилась с мнением отца и вернулась в станицу. Работает рядом с Виктором Николаевичем, но самостоятельно. В ней так же, как и в нем, фонтан идей, замыслов, которые воплощаются сначала в балетном зале, а потом на сценах. Ее «Уманцы» уже получили звание образцового ансамбля, а сама Олеся Викторовна — заслуженного работника культуры Кубани.

И вот уже добрых 10 лет с такой же самоотдачей занимается ее дочь, представитель третьего поколения Вирченко, Алина Лысенко (папа Виталий Борисович тоже много лет танцевал и был солистом, сейчас помогает в постановках хореографических спектаклей). Девочка буквально с рождения на сцене. Помню, как Олеся через неделю после выписки из роддома вывезла на сцену дочурку в коляске, а сама вальсировала с мужем. Зрители тогда просто «взорвались» от эмоций.

Теперь Алина уже достаточно хорошо сформировалась как танцор и  солирует в ансамбле.

-Конечно, я не помню то, что вы рассказали о первом моем «выезде» на сцену, но знаю, что лет с двух участвовала в постановках — исполняла роль ребенка, — говорит Алина Лысенко. — Конечно, тогда это было желание дедушки и мамы. А потом пришло и мое понимание.  Занимаюсь серьезно, хотя пока не планирую связать свою жизнь с хореографией, но окончательный выбор еще впереди. В ансамбле мы учимся не только танцевать, но и культуре общения между собой, с другими людьми, дисциплине, ответственности. И, конечно, за всё это у Виктора Николаевича и Олеси Викторовны (мне кажется, у них абсолютно одинаковые характеры) с меня спрос намного строже, чем с других,  и требуют с меня гораздо больше. Наверное, это правильно: я не должна их подводить. Стараюсь, но никакого страха перед ними нет. Меня иногда удивляет, как мама и Виктор Николаевич умеют найти выход из трудной ситуации. Вот танцевала я «лошадку» (мама — белую, а я черную). Никак не могли придумать, из чего сделать хвост. И чуть ли не в последний момент мама обращает внимание на штору с бахромой. Тут же была отпорота одна кисть и пришита к моему костюму. И других похожих случаев можно вспомнить массу. Ну, можно я побегу? Мне на репетицию…

*   *   *

Было бы нечестно и несправедливо не сказать еще об одном человеке, который играет огромную роль в творчестве Виктора Николаевича Вирченко. Это его супруга Лидия Григорьевна. Она не просто жена, она оберег всей семьи и ансамбля. Ее выдержка, терпение вызывают восхищение. При этом она и главный критик творчества своих самых родных и любимых людей. Иногда она даже «гасит» чересчур кипучую энергию Виктора Николаевича, останавливает перед действиями, которые могут навредить. А уж то, что дом (2-комнатная квартира) полностью на ней, и говорить не стоит.

Как эпилог хочу добавить, что и моя семья тесно связана с «Родной сторонушкой». Младший сын Никита занимался 11 лет и до сих пор предан ансамблю и Виктору Николаевичу. Невестка Виолетта уйдя из ансамбля после окончания гимназии, не рассталась с ним. Учась в Ростовской академии, ездила на репетиции в Ленинградскую, Краснодар и Сочи и танцевала на церемонии закрытия Сочинской Олипиады 2014 года. Делает первые шаги  в освоении пластики и движения внучка Милена.

И таких семей в нашем районе тысячи. Сюда стремятся, сюда мечтают попасть, потому что знают: здесь творческая жизнь, здесь плохому не научат, здесь воспитывается характер.

Про Виктора Николаевича добавлю: можно в жизни всему научиться, но не таланту и харизме — неповторимой притягательности личности!

Т. Сыкалова

Таня 2019 Вирченко 65

 

 

Последние новости

Уникальная операция в Сочи: хирурги Онкологического диспансера №2 борются со злокачественными опухолями

Специалисты провели комбинированную операцию для спасения жизни пациента.

Лабинск получит аппарат МРТ к 2025 году

Губернатор Краснодарского края дал обещание обеспечить жителей современным медицинским оборудованием.

IV Конгресс молодых ученых в Сириусе

Научные разработки и технологии Роспотребнадзора на выставке.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Усть-Илимске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *