Уникальный памятник из станицы Бесскорбной

Восстановленный памятник 200-летию Кубанского казачьего войска в центре Краснодара.

Восстановленный памятник 200-летию Кубанского казачьего войска в центре Краснодара. Фотография из открытых интернет источников.

 

На поиски сохранившихся монументов

 

Памятник в честь 200-летия Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной был не единственным на Кубани. Как и любая история,  история этих обелисков полна еще неразгаданных тайн и загадок. Образно говоря, история – это огромная мозаика, не все фрагменты которой есть в наличии. Тем не менее, недостающие фрагменты имеют свойство отыскиваться!  

В фондах Государственного архива Краснодарского края сохранился документ, датированный 1-м августа 1896 года. Это рапорт атамана Лабинского отдела Кубанского казачьего войска полковника В.К. Лысенко начальнику Кубанской области генералу Я.Д. Маламе. В нем речь идет об установке памятников в честь 200-летия Кубанского казачьего войска в некоторых станицах.

Документ известный, неоднократно использовался историками при освещении событий, связанных с  празднованием 200-летия Кубанского казачьего войска в 1896 году. Однако он никогда не приводился исследователями полностью. А жаль! Дело в том, что в нем идет речь не только об известных памятниках в станицах Лабинской, Безскорбной, Вознесенской и селе Армавир.

Основная тема, которой посвящен этот рапорт — получение у начальника области «разрешения на утверждение», ввиду ограниченности времени до 8 сентября, начала праздника, непосредственно начальником Лабинского отдела других подобных приговоров, которые  поступят еще от некоторых станиц. То есть, документ прямо свидетельствует, что помимо Лабинской, Безскорбной, Вознесенской и Армавира существовали и другие лабинские станицы, изъявившие увековечить празднование 200-летия Кубанского казачьего войска постройкой у себя памятников.

Сложить более-менее понятную картину удалось краеведам Отрадненского общества историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца. На сегодня найдена конкретная информация еще о трех таких памятниках! Они были установлены еще в станицах Барсуковской, Каладжинской и Николаевской. 

История каждого памятника, так же как и их выявления, удивительна и уникальна. Каждая заслуживает отдельного повествования.

Станица Каладжинская

«Каладжинский» памятник помог найти Преосвященнейший Владыка Агафадор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский!  Совершая в 1899 году архипастырскую поездку, с целью  обозрения церквей Кубанской части епархии он оставил нам повествование о своей поездке. Опубликованный в Ставропольских епархиальных ведомостях (1899. №23) подробный дневник описания этого путешествия «подсказал» нам не только место нахождения обелиска, но и правильное наименование объекта!

У памятника в станице Каладжинской запечатлены краеведы, которые провели поисковую работу по обнаружению монументов в честь 200-летия Кубанского казачьего войска: (слева направо) Сергей Немченко, Владимир Казанков, Лев Дорошенко.

Место, на котором установлен памятник, выбрано очень верно. Несмотря на все изменения в своем функциональном и символическом назначении, произошедшие с ним в советскую эпоху,  памятник сохранился и до сих пор является наиболее значимым элементом в станичном повседневном  пространстве.

Выгодно расположенный на правобережной возвышенности, его пятиметровый силуэт эффектно просматривается фактически от самого центра станицы. Также он виден  и с любой точки обоих берегов Лабы!

Некоторая отдаленность памятника от станицы сыграла положительную роль. Он остался цел, но советская власть на всем протяжении своего существования пыталась использовать его для своих нужд. Это хорошо заметно по советскому «нерушимому» бетону, известковой побелке, и самое главное – в уничтожении мемориальных плит. В искаженной форме, неся на себе неповторимую печать ушедшей советской эпохи, памятник все же сохранился!

Любопытно, что местные жители даже не знают, чему этот памятник был посвящен и почему он сохранился.

Вызывает беспокойство, что уникальный памятник на сегодня практически бесхозный. Он не состоит на учете ни в одной группе   объектов культурного наследия. Место, где находится памятная стела – территория спортивно-туристической базы «Траектория». Попасть внутрь ее и приблизиться к памятнику простому обывателю  не удастся. Территория вокруг базы огорожена и хорошо охраняется, может это и спасает памятник от варваров.

Надо отдать должное руководителю базы Т.Н. Никитиной. Благодаря ее усилиям состояние памятника поддерживается на жизнеспособном уровне. И все же, на фоне замечательно красивой базы,  обезображенный  советской властью обелиск, обращенный к нам с немым укором, выглядит скорее скелетом динозавра в палеонтологическом музее.

Более ста лет тому назад все было наоборот, по свидетельствам  старожилов, именно у этого памятника производилась присяга казаков, уходивших на фронта Первой мировой войны.

Станица Николаевская

  О судьбе памятника в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, когда-то украшавшего станицу Николаевскую, известно также немного. Пока не обнаружено ни одной фотографии этого монумента. Единственное о нем упоминание — скупая информация в Кубанских календарях за 1915 и 16 годы.   О том, что памятник был, косвенно подтверждает успенский краевед Светлана Ермичева, в своей книге «Николаевская старина». Во второй части книги приводится заметка из районной газеты  «Социалистический путь» за 1957 год «Преображенная станица», некоего М. Колбасина, в ту пору председателя станичного Совета.   Несмотря на коммунистическую ангажированность, и некоторые хронологические искажения, статья, тем не менее — ценный источник, помогающий восстановить реальную картину прошлого:   «…Накануне первой империалистической войны в честь 300-летия (!) станицы был поставлен юбилейный памятник с двуглавым орлом». Далее в коммунистическом стиле: «…Ставили его, конечно, конечно местные богачи руками бедняков и батраков. Этот памятник был символом роскоши одних и символом бедности других».   Разумеется, шансов сохраниться у «идеологически опасного» памятника  не было никаких, со слов М. Колбасина: «…Этот памятник с двуглавым орлом после революции был сметен с лица земли».   Как известно, до конца 20-х годов начла ХХ века в станице Николаевской шли беспрерывные восстания казачьей части населения. Казаки  четко осознавали смысл своего существования в новом беспощадном мире, и вполне мотивированно воевали за свое Отечество, за Землю, на которой родились. Вероятно, памятник был уничтожен во время очередной зачистки. Итоги таких «зачисток», в том числе и культурные, сегодня налицо в каждой станице.   Место, где стоял памятник, пустовать не осталось. С начала  20-х годов,    большевики  нарочито стали использовать его как ритуальный некрополь для своих павших соратников — «героев» Гражданской войны.   Позже, в годы  Великой Отечественной войны, рядом с революционным захоронением неизвестных людей с доподлинно неизвестной судьбой и репутацией, появилась братская могила реальных героев-освободителей. В таком виде монумент с красной звездой  простоял до 1982 года.   На этом же месте был установлен новый, сегодня он называется: «Братская могила воинов, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн».

 

Станица Барсуковская

«Барсуковский» памятник изначально назывался: «…в честь 200-летия Хоперского полка». Юбилей Хоперского полка и Кубанского казачьего войска, как известно,  праздновался одновременно — 8 сентября 1896 года. Поэтому, наименование «…в честь 200-летия Хоперского полка» допустимо и аналогично —   «…в честь 200-летия Кубанского казачьего войска».

Памятник в станице Барсуковской сохранился до наших дней. Но были утрачены мемориальные литы, на одной из которых были записаны фамилии казаков – участников Отечественной войны 1812 года, дошедших до Парижа.

Памятник представляет собой кирпичную оштукатуренную тумбу почти восьмиметровой высоты. Тумба разделена тремя декоративными карнизами, и увенчана куполообразной крышей,  напоминающий купол   православного храма. В виде украшений на памятнике имеется двенадцать ниш. В нишах располагались мемориальные плиты. По рассказам старожилов,  на одной на одной из них были записаны фамилии казаков-барсуковцев участников войны 1812 года, дошедших до Парижа!

С приходом к власти большевиков жизнь памятника продолжилась совсем  в иной ипостаси. Новая власть в 1920 году у восточной стороны памятника традиционно похоронила командира Красной Армии Андрея Чистякова, павшего от рук казаков-повстанцев.

По известным причинам, на «барсуковском» памятнике отсутствуют родные мемориальные плиты.   Утраченное литье сегодня заменяют непрезентабельные эмалированные таблички кладбищенского вида. В нынешней интерпретации памятник называется — «…памятник Хоперскому полку», организованному Петром I в 1716 году, и установлен он в 1916 г. Нетрудно  догадаться, что эта информация не соответствует исторической истине.

Не шибко задумывались и чиновники из Министерства культуры, в сведениях « Единого государственного реестра объектов культурного наследия »  данный памятник безапелляционно числится как «Памятный знак в честь 100-летия основания казаками ст. Барсуковской (1868 — 1968)». В 1968 году ст. Барсуковской (1825) было 143 года.

Подобная ситуация и с «безскорбненским» памятником. На сегодняшний момент, в Едином государственном реестре объектов культурного наследия, памятник  значится  под названием  «обелиск в честь основателей станицы Бесскорбной»…

Казалось бы, мелочь, но такие «мелочи» высосанные из пальца, прежде всего, коверкают нашу казачью историю, нарушают наше конституционное право на получение правдивой информации.

Сомневающимся в старшинстве казачьих войск, а также в честь чего  казаки Бесскорбной   8 сентября 1896 года открыли этот памятник, советуем внимательно прочесть однозначную надпись на южном медальоне, оставленную в металле нашими предками: «…сооруженъ обществомъ станицы Безскорбной въ память 200 лътнего существованiя Кубанскаго Казачьяго Войска».

Краснодарскому и Ставропольскому отделениям Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры надо бы как-то отвлечься от своих важных мероприятий и проявить интерес к курируемым объектам, провести, к примеру, историческую экспертизу по части уточнения наименования объекта культурного наследия.

Этой публикацией, хотелось бы не только привлечь внимания к ушедшим событиям прошлого, но, прежде всего, напомнить современным потомкам  народа, поставившего  когда-то этот памятник, об истории и судьбе своих предков. И в самом широком смысле —  воспитании культуры и духовности, пожалуй, самого главного, ради чего мы живем и за что «воюем»!

На фотографии города Армавира 1900 года слева мы видим памятник 200-летию Кубанского казачьего войска, который располагался рядом с Александровским двухклассным училищем.

Парадоксально, но эти открытия памятников 200-летию Кубанского казачьего войска произошли в год важнейших для кубанского казачества   юбилейных дат и событий. В первую очередь это — 325-я годовщина Кубанского казачьего войска и 325-летие  создания самого старейшего Хоперского казачьего полка, который не только сыграл исключительную роль в освоении Северо-Западного Кавказа, но также принял  деятельное  участие в создании всех последующих казачьих формирований правого фланга Кавказской линии. Более того, в прошедшем году исполнилось 300 лет  Российской империи, державе, неотъемлемой частью истории, которой являлось казачество. Это был период наибольшего его процветания, славы и побед! Эта находка смотрится особенно актуально на фоне 30-летия современного Лабинского отдела, первого отдела, восстановленного в Кубанском казачьем войске в период возрождения.

Памятник в станице Лабинской отличался помпезностью.

Примечательно, что возродившийся тогда Лабинский отдел, накануне  300-летия Кубанского казачьего войска в 1994 году, также как и век назад бескорыстным «тщанием» казаков отдела и жителей станицы,  с Божьей помощью, вернул памятнику в Бесскорбной практически полностью первоначальный облик!  Двуглавый орел, священный символ Российской империи, вновь обрел свое место на вершине обелиска!

Это не просто набор парадоксов, все имеет сакральный, божественный смысл.   Юбилейный год — время особенное, таящее в себе кардинальные перемены. Это всегда новые рубежи, переступая через которые мы закладываем новое направление на будущее. От всех нас, прежде всего от казачества, требуется самая малость  — проявление воли. 

 

 

 

Владимир Казанков, краевед, член Отрадненского районного общества историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца, станица  Бесскорбная.

Окончание, начало в номере №5 за 3 февраля.

Опубликовано в номере №6 за 10 февраля

 

 

Автор: Свет маяков

Последние новости

Дорогие жители Динского района! Ваша безопасность на первом месте

С приближением праздников многие из нас с нетерпением ждут волшебства фейерверков и пиротехнических шоу.

Председатель Городского Собрания Сочи Виктор Филонов поздравил депутата Артура Аракеляна с днем рождения

Уважаемый Артур Оганесович! Высоко ценю и уважаю Вас как порядочного и интеллигентного человека, вдумчивого и интересного собеседника.

Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю предупреждает

Безопасность в наших руках! Соблюдая простые правила, мы можем защитить свои дома  и природу от огненной стихии.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Туапсе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *