ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ
Две подруги Несколько лет назад к родителям приезжала из Одессы Виталина, с которой Аня дружила с детского сада.
Несколько лет назад к родителям приезжала из Одессы Виталина, с которой Аня дружила с детского сада. Вита переехала в «жемчужину у моря» после девятого класса, став счастливой обладательницей двухкомнатной квартиры, доставшейся ей от бабушки и дедушки. Аня тяжело переживала её отъезд, так как с детства они были очень близки: её мама говорила: «Как сестрички». Вера Николаевна, мать Виты, тепло относилась к ней и с улыбкой вспоминала, как с умилением накручивала на палец её соломенные кудряшки.
Вита и Аня переживали их период становления в смутное время «перестройки»: каждый зарабатывал, как мог, подключив все свои природные способности, о которых порой и не подозревал. Интеллигенция «челночила», кто-то шоферил, курьерил в фирмах или зарабатывал переводами. А те, кто не мог заставить себя выйти на рынок, занялись сетевым маркетингом.
Виталина, пытаясь прокормить детей, оставшихся после двух неудачных браков, выстраивала сеть перепродаж никому не нужной мелочевки, типа косметики и аксессуаров сомнительного качества по бросовым ценам. Моральная сторона вопроса изобретателей «чудесной схемы», понятно, не интересовала – издержки капитализма, так сказать. Звеньями цепи стали одноклассники, друзья и знакомые. Большие деньги таким путем трудно было заработать, но новизна метода и соблазн быстро разбогатеть был велик.
А потом грянули 90-е и цены, растущие, как на дрожжах, дорогая коммуналка, платная медицина и образование. И пустилась Вита «во все тяжкие», включая уличную торговлю цветами, ночные дежурства и т.д. На ужин у нее был жиденький супчик, а на обед – семечки подсолнечника. И поэтому, когда Аня приехала к ней с сумкой, полной всевозможной снеди, которую её будущая свекровь собрала для своего сына, уходящего в дальнее плавание как раз из порта Одессы, Вита встретила подругу с огромной радостью. К сожалению, судно ушло раньше срока, поэтому Анна не успела передать своему жениху всевозможные домашние яства. Поэтому почувствовала себя настоящей спасительницей, увидев, как Вита бойко выкладывает продукты из сумки.
Подруги скучали друг за дружкой, поэтому, когда в сезон отпусков им удавалось встретиться, это было величайшим счастьем. Вера Николаевна готовила для них вкусный обед, завершением которого становилось фирменное блюдо семьи – сливочное мороженое с малиной или клубникой, вкус которого моментально напоминал беззаботное детство, когда девчонки носились в «салочки» и «казаки-разбойники», играли в «классики», «садовника» и резинки, а потом захлебывались маминым компотом и объедались мороженым.
Через год родители Виты засобирались переезжать в Одессу, на родину отца. Квартира и мебель были уже проданы, осталось собрать кое-какие дорогие сердцу вещи, книги, кое-что из раритетов, которые было жалко продавать или дарить. В апреле неожиданно им позвонила дочь. Она приезжала раз в год, чтобы встретиться с Анной и со своими одноклассниками. К тому времени Аня рассталась с мужем и находилась в мучительном состоянии то ли депрессии, то ли бесконечно глубокой обиды. Да и Вита казалась не такой веселой и оптимистичной, как обычно, а напротив, довольно грустной и подавленной. Подруга спросила её о родителях, ожидая услышать хорошие новости, но рассказ Виталины поверг её в недоумение и даже шок. Она рассказала, что отец и мать живут с ней и детьми в её «хрущевке». Оказывается, большую часть вырученных от продажи квартры денег им пришлось отдать младшей дочери, чтобы вернуть долги мужа, на которого наехал «криминал» – в противном случае ей пришлось бы продавать квартиру. Но это было еще не самое страшное. Оказалось, что благоверный младшей сестры сбежал с новой пассией, бросив чудесного сына и наделав массу долгов.
Как раз во время приезда Виты, накануне Пасхи, в город привезли чудотворную икону «Божьей Матери» из Оптиной Пустыни. Аня предложила сходить в храм. Когда подруги подошли к церкви, «хвост» из желающих приложиться к святыне тянулся до самой колокольни. Женщины встали в очередь. Множество людей с надеждой смотрели в сторону храма: кто-то надеялся на телесное исцеление, кто-то – на душевное.
Не меньше четырех часов прошло, прежде чем женщины переступили порог. Внутри стоял густой аромат свечей и лаванды, священник совершал обряд помазания прихожан, а они по очереди прикладывались к иконе, некоторые подолгу задерживались возле нее, бесшумно шепча знакомую молитву, другие в каком-то исступлении целовали, взывая к её чудотворной силе.
При виде этого действа у Виты, которая редко плакала, ручьём полились слёзы, и она, увлекаемая одухотворённым людским потоком, как будто стала с ним одним целым, а её мольбы слились с сотнями других просьб и молитв. Анна же плохо помнила, что происходило вокруг. Как будто что-то подтолкнуло её к святыне, она прикоснулась к ней лбом. Просьба была единственной, но она вложила в неё столько силы и страсти, что, наверное, та была похожа на молитву, рожденную сердцем. В забытье Анна вышла из храма, потеряв свою подругу. Встретились они на скамейке неподалеку, возле которой дети и белолицые старушки с удовольствием кормили ненасытных голубей, гуляющих на площадке перед колокольней.
Вскоре Виталина с младшей дочерью уехали в Питер к сестре, к тому времени оправившейся от потрясений и уже родившей сына любимому человеку.
Через три месяца на выставке заезжего художника Аня встретила выстраданное, вымоленное ею счастье. Оказалось, что счастливой быть так просто и радостно…
Интерес - это неизвестность
Радуешься и грустишь, когда выпускаешь своих детей из студии. Радуешься оттого, что так много сделано, а грустишь потому, что все эти цветочки похожи на своего садовника. Значит, не сумела сохранить индивидуальность, оригинальность, самобытность каждой вверенной души.
А ведь вначале было детство, когда каждый был гениален… С той минуты, как ребенок осознает себя и окружающий его мир, он превращается в гигантскую машину, которая трансформирует все на своем пути в вопросы: откуда? почему? зачем? как? Он задает их со скоростью до тридцати вопросов в час. Они помогают ему понять не только окружающий мир, но и наше отношение к нему. А что порою слышит он в ответ? «Не сейчас», «Погоди», «Мне некогда», «Когда вырастешь – узнаешь». И к первому классу, поступлению в студию дополнительного образования, бывает, познавательная потребность совсем угасает.
В детском садике
– Таня, ты хочешь в школу?
(Пожимает плечами).
– А пойдешь в первый класс?
– Да.
– Тогда почему?
– Возраст уже пришел в школе учиться.
Очень быстро ребенок учится копировать, повторять, заучивать и «аргументировать»: «Так надо. Нам в садике говорили». И вырастает потребитель, умеющий перерабатывать полученную информацию. А вот добывать, узнавать, сотворить что-то новое он не может – не научили. О какой творческой личности можно говорить в будущем?
Идёт время. И вот все они, такие разные и забавные, кто-то за руку с «хочу», а кто-то – с «надо», приходят в сентябре к своему педагогу. Разгорится ли искорка интереса радостью познания? Вдохнет ли педагог уверенность в своих учеников? Какой выберут они путь: прямой и ровный или ухабистый, но интересный?
В добрый путь, мои изобретатели и рационализаторы, правозащитники и миротворцы! Нам предстоит многому друг у друга научиться, а главное – верить и сомневаться. Как интересно работать с младшими школьниками! Какой потенциал творчества! Они еще не боятся быт смешными и непонятыми, не научились стесняться своих идей и скрывать их. Они решают свои проблемы вполне осознанно, не избегая их.
Во время обеда
- Настя, почему ты ешь пирожок с ложки?
- Я не успела помыть руки, а на них много микробов, которые вызывают болезнь и могут привести к смерти.
Как далеко может зайти мысль ребенка, который не ленится размышлять.
– Зубная боль – это нехорошее явление, так как от боли человек иногда кидается на стенки и может повредить обои, – рассказывает Маша, и в этот момент лицо у неё очень серьёзное, а глаза умные-преумные.
Мое самое нелюбимое слово – «надо», когда не хочу. А как немного нужно, чтобы в творческой жизни детей было только любимое слово «хочу». «Надо» должно превратиться в «хочу» волшебством педагога-мага с волшебной палочкой «интерес». Вот как очень точно сказала об этом моя ученица Вика:
Интерес – это удовольствие,
Это то, что ты хочешь знать.
Интерес – это любопытство,
И его сразу не разгадать.
Интерес – это неизвестность,
Интерес – это хорошо.
Потому, что тебе интересно,
Интересно узнать обо всем.
Интерес пусть твой будет
поглубже
Или пусть немного светлей.
Интерес – пусть он будет
тайной,
Очень страшной тайной
твоей.
А последние свои строки Вика прокомментировала так: «Эта неизвестность мучает и требует обязательного разрешения». Есть в моей работе еще фраза, которую я произносить не люблю: «Нет! Неправильно!» Но как тогда вывести ребенка из заблуждения? «Ты прав! Только объясни почему?» И после этого он сам приходит к выводу об ошибочности своей версии или выдает такой подход, при котором она действительно будет правильной.
А как это много значит для ребенка – пережить успех: «Ура! Я могу придумать! Я знаю! Я придумал, как решить! Меня услышат и поймут! И не страшно говорить, даже если неправильно. И даже неправильное моё решение может быть самым интересным». Сколько еще песчинок нужно не просмотреть, не упустить, мелочей, которые в нашей работе становятся высокими горами. И сколько раз прочитать себе строки Л. Мартынова:
А ты, входя в дома любые,
Входя на лестницы крутые,
Квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону
клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след
оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет.
Елена БУКУРОВА, почетный гражданин Староминского района.
Последние новости
Смерть от самолечения: трагедия в Краснодаре
67-летний мужчина потерял жизнь из-за неправильного лечения простуды.
Как снизить риск инсульта, ограничив потребление соли
Врачи делятся рекомендациями по снижению потребления соли для улучшения здоровья.
Поздравление с днем рождения: теплые слова и искренние пожелания
Лучшие идеи для поздравлений с днем рождения
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку