ТВОРЧЕСТВО ЗЕМЛЯКОВ/ОКНО В ВЕЧНОСТЬ: ИКОНЫ И КАРТИНЫ
Интересна история возникновения и развития холуйской лаковой миниатюры, являющейся разновидностью традиционной русской.
Интересна история возникновения и развития холуйской лаковой миниатюры, являющейся разновидностью традиционной русской. Холуй в Ивановской области – всемирно известный центр, славившийся в прошлом мастерами-иконописцами на всю Россию. Наш гость – Алексей Васильевич Галушкин, профессиональный художник и представитель этого уникального вида искусства.
Великая тайна мира
Приехал он в Староминскую из Ивановской области. Сначала судьба направила сюда семью дочери следом за мужем – лётчиком, служили в Ейске, а потом решили приобрести жильё в нашей станице: место живописное, люди добросердечные… Только к родителям ездить далеко. Долго уговаривать не пришлось, они понимали, что с возрастом надо быть ближе к детям.
Так, среди староминчан появилась семья Галушкиных. Настоящим подарком для всех жителей стало знакомство с работами Алексея Васильевича, ведь он не просто художник, а мастер иконописи и лаковой миниатюры, участник межрегиональных конкурсов живописных работ. Сохраняя древние традиции русской иконописи, он создал более тридцати работ, представленных для выставки под названием «Святой образ» в детской художественной школе. Над своими произведениями автор трудился в течение трех лет – с 2016 по 2019 гг. Удивительным образом Алексей Васильевич сумел в списках с икон, написанных в ХII – ХIХ вв., приблизить образы Священного Писания к нашим дням.
В творчестве А.В. Галушкина всегда находили отражение сильные человеческие эмоции, всё, что было дорого, что его волновало. Некоторыми размышлениями и секретами он поделился с нашими читателями.
– Алексей Васильевич,
откуда такое название –
холуйская лаковая
миниатюра?
– Это связано с названием посёлка и протекающей здесь речкой Теза. Принято считать, что название Холуй с ударением именно на первом слоге, происходит от старинного названия плетённой из ивняка для ловли рыбы запруды или сетки, с помощью которой наискосок перегораживали реку.
Холуй – один из центров развития русской лаковой миниатюры, которая ведет свою историю с 1934 года и считается самым молодым промыслом среди аналогичных центров Палеха, Мстеры и Федоскина. Для каждого из этих мест характерен свой стиль.
«Рецепт» приготовления красок для создания лаковой миниатюры тоже старинный: минеральный порошок растирается с яичным желтком, водой и уксусом, могут быть и другие вариации, но основа та же. Работы Холуйской слободы были очень популярны и ценились как в России, так и за рубежом.
– Чем отличается
искусство от ремесла?
– Человек, создающий искусство, думает о выражении собственного «я», о передаче своего мнения другим людям. А ремесло – это знания и умения, доведенные до мастерства.
Главное отличие ремесла от искусства заключается в том, что оно не оказывает эмоционального влияния на душу человека, а главная цель ремесленника – получение за свою работу вознаграждения, денег.
В настоящее время холуйская миниатюра – это вид русской народной живописи, выполняемый темперными красками на шкатулках, коробочках, ларцах и других предметах из папье-маше. А также декоративные лаковые панно и иконы.
– Искусство помогает
смотреть на мир с разных
тоҹек зрения. Что же
значит это волшебное
слово?
– А это и есть великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. В нём переплетаются загадки, красота и тысячелетние знания, что во все времена помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. Искусство притягивает, а иногда отталкивает, ставит проблемы и задает вопросы… Вообще, каждый человек понимает его по-своему.
Искусство, как большая религия, сочетающая в себе разные веры, состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино, вызывающих у разных людей разные эмоции и мысли. Это образное отражение реальности, приобщение человека к прекрасному, порой необъяснимому и противоречивому.
Традиции росписи
– Принято считать,
что художник оставляет
смысл в своей картине, как
писатель в произведении.
– Это действительно так. В искусстве можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты. Это наша история и одна из важных ступеней эволюции, которая начинается ещё с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. На протяжении многих столетий они совершенствовали искусство, оставляя в нём свой след. Любая картина оживает, когда в ней есть смысл. Французский поэт и философ Жан-Мари Гюйо говорил: «Самая возвышенная цель искусства – заставлять биться человеческое сердце».
Лично я стараюсь, чтоб мои работы соответствовали этим словам. Чувство удовлетворения охватывает, когда, завершив работу, понимаешь, что получилось то, что хотел передать. Труд художника всепоглощающий, отнимающий много сил и энергии, но результат того стоит!
Без авторского "я"
– Где граница между
искусством и ремеслом,
иконой и картиной?
– Искусство – это дитя вдохновения, дар свыше, а ремесло – результат труда на коммерческой основе. Важно и то, и другое, просто не стоит подменивать эти понятия. Разницу между искусством и ремеслом подсказывает и литература. К примеру, повесть Гоголя «Портрет» о том, как погубила страсть к деньгам талантливого художника Чарткова, превратив его в ремесленника. Эта проблема также затронута Пушкиным в произведении «Моцарт и Сальери», Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»… Главная мысль заключается в том, что без творческого развития и повседневной работы над собой художнику ничего не добиться. И я с этим полностью согласен.
А ещё хочу высказать своё мнение по поводу проблемы искусства и денег: считаю, что эти две вещи несовместимые. Может, я слишком категоричен, но это мое мнение. Если Бог дал тебе какой-то талант, то его надо беречь и развивать, а не гнаться за богатством. Пока живет человек, будет жить и настоящее искусство, оно вечно.
А вот отличие между иконой и картиной… Я считаю, что любой жанр, от натюрморта до религиозной живописи, являет собой художественный образ, созданный при помощи фантазии и личного мироощущения художника, подписывающего свою картину. Она отражает его индивидуальность, создание нового стиля или направления в живописи.
Прежде чем написать икону, нужно познакомиться с огромным количеством богословской литературы, проштудировать информацию о том святом, лик которого ты изображаешь. Через образ святого вникаешь в историю, приходишь к истинному пониманию веры. Икона намеренно не подписывается иконописцем. Авторство принадлежит всей церкви. Занятие иконописью – это не способ самовыражения художника, а послушание. Икона – средство для общения с Богом и Его святыми. В отличие от картины, она прямо служит спасению человеческой души.
Мир духовный
– А может ли
невоцерквлённый человек
заниматься иконописью?
– У каждого своя дорога к Богу, как жизнь приводит человека в храм, я судить не берусь. Но считаю, что если художник, занявшись иконописью, так и не смог обрести веру, то из-под его кисти будут выходить бездуховные картинки сомнительного качества. Искусство великих художников – это всегда портрет эпохи через личный автопортрет и дух времени.
Главная задача иконы – открыть действительность мира духовного, помочь обрести ощущение реального присутствия святого, Божьей Матери или Господа, способствовать открытию сердца и рождению покаянной молитвы, через что освящаются ум, сердце и вся жизнь человека.
– Что должен сделать
иконописец для того,
чтобы икона вызвала
внутренний отклик
в душе человека?
– Многое зависит от того, с каким багажом он приходит в храм. Икона – это образ, который должен помочь ему в молитве.
Человек молится не доске, а образу
– А что Вас привлекает
в написании икон?
– Каждый раз открываешь для себя что-то новое. Раскрыть историю святого, которого пишешь, посмотреть его изображения, выбрать наиболее понравившееся и сделать, например, с него копию. Это необыкновенное чувство открытия. Это ощущение возникает каждый раз, когда смотришь на старые памятники или на современные иконы. Интересно узнавание чего-то старого в новых работах.
– Как надо готовиться
к работе – молиться,
поститься?
– Безусловно. Но первым делом, нужно много знать, много читать о святом, которого пишешь. Перед началом работы надо определиться с деталями и тонкостями того или иного извода. Я, например, три года шёл к иконописи.
– Как удается иконописцу, соблюдая правила
строгого канона, проявлять свое творческое начало?
– Рассматривая древние образцы, понимаешь, что для иконописца в то время канон был как будто чужой язык. К примеру, когда изучаешь иностранный, сначала ведь знакомишься со словами, потом говоришь заученными фразами, а после начинаешь и думать на этом языке. И получается, что уже можешь органично выражать свои мысли.
Так и здесь. Когда приходит глубокое понимание языка иконописи, ты начинаешь на нем свободно говорить, многое можешь себе позволить в рамках канона.
– Икона воспринимается
как что-то строгое,
аскетичное. А, например,
живые детали
не противоречат канону?
– Интересно, что на Руси иконы всегда так воспринимались – это было нечто незнакомое для народа. С принятием христианства люди стали с трепетом относиться и к воспринятой культуре.
– Как Вы считаете,
где должны находиться
лучшие образцы икон –
в храме или в музее?
– Иконы надо всячески сохранять. Если в храме за иконой смогут так же следить, как в музее, то, конечно, ее следует вернуть. Но с богословской точки зрения, будем мы молиться перед "Троицей" Андрея Рублева или перед её копией – разницы нет. Человек молится не доске, а святому образу.
Наталья Медведева
Последние новости
Опасности искусственных ёлок: что нужно знать перед Новым годом
Врач-токсиколог предупреждает о рисках, связанных с выбором искусственных деревьев.
Опасная погода на Кубани в ближайшие дни
В Краснодарском крае ожидаются сильные ветры и дождь.
Теплая погода ожидается в Краснодаре
Горожане смогут насладиться солнечными днями без осадков.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией