Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Для успешного развития бизнеса в наши дни необходима продуманная финансовая стратегия, которая включает в себя финансовый план и бюджет. Без точного понимания объемов доходов и расходов в настоящее время и в долгосрочной перспективе, руководство компании может столкнуться с риском банкротства. Для того чтобы этого избежать, финансовое планирование, а также прогнозирование и бюджетирование, стали неотъемлемыми компонентами менеджмента в любой организации.

В данной статье мы рассмотрим эти понятия, а также объясним основные отличия между ними. Мы расскажем о том, как правильно организовать процесс финансового планирования и поделимся эффективными методами его проведения.

Финансовое планирование и бюджетирование - два понятия, которые, хоть и взаимосвязаны, отличаются друг от друга. Финансовое планирование - это стратегия распределения текущих и предполагаемых денежных ресурсов предприятия для удовлетворения потребностей бизнеса. Его цель - развитие и прибыль бизнеса, а также исполнение обязательств перед государством, клиентами, кредиторами и др. Здесь отражены источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступления за долгосрочный период.

Расчеты при финансовом планировании основаны на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Вычисляются расходы на долгий период (до нескольких лет).

Финансовое прогнозирование - это распределение средств с учетом потребностей компании, но на основе предполагаемых данных и возможных ситуаций. Прогнозирование не является точной наукой, так как данные могут быть неопределенными.

Бюджетирование является инструментом финансового планирования и одновременно системой управления денежными ресурсами компании на короткий период, как правило, до года. Здесь важно контролировать экономическое положение и количественные результаты работы предприятия.

Формируется структура бюджетов - планов поступлений и затрат - по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельным проектам с установлением желаемых значений показателей. При исполнении бюджетов осуществляется учет операций, а путем план-фактного анализа отслеживается эффективность и устанавливаются причины расхождений.

Таким образом, финансовое планирование и бюджетирование являются взаимосвязанными направлениями работы. Первое устанавливает общие цели, а второе определяет практические способы достижения этих целей. Бюджетирование также играет важную роль в управлении персоналом, поскольку четкий план помогает сотрудникам лучше понимать, к каким показателям нужно стремиться и что делать для их достижения.

Цель финансового планирования, а именно бюджетирования, заключается в том, чтобы поддерживать баланс между денежными ресурсами и потребностями организации, а также распределить средства по наиболее выгодным направлениям. Для достижения этой цели необходимо решать множество задач. Финансовое планирование на предприятии позволяет:

  • Определить скрытые резервы, которые могут увеличить прибыль компании (например, сделать более эффективное использование производственных мощностей и улучшить качество продукции);
  • Установить, какие направления работы приносят предприятию наибольший доход;
  • Соотнести денежные ресурсы с производственным планом и сделать выводы о том, достаточно ли средств у компании для реализации всех показателей;
  • Обеспечить исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами (например, своевременно выплатить налоги и погасить долги);
  • Определить финансовые риски и найти способы их снижения;
  • Узнать, нуждается ли предприятие во внешнем финансировании;
  • Установить контроль за работой каждого подразделения и оперативно отслеживать результаты.

Бюджетирование, как инструмент финансового планирования, решает следующие задачи:

  1. Составление планов показателей на определенный период времени (обычно на год) для каждого направления работы компании. Бюджетная структура зависит от особенностей конкретного бизнеса. На разных предприятиях, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), разрабатываются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т.д.
  2. Обеспечение взаимосвязи между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей.
  3. Разделение ответственности. Бюджетирование позволяет четко разграничить сферы деятельности, каждый сотрудник занят своей работой, и никому не приходится выполнять чужую работу.
  4. Контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные за изучаемый период, сравниваются с плановыми показателями, выясняется, есть ли между ними расхождения. Такое сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что именно нужно сделать в первую очередь.

В настоящее время принято классифицировать финансовое планирование с учетом различных признаков. Один из наиболее распространенных критериев - это сроки. Таким образом, финансовое планирование и прогнозирование на предприятии может быть стратегическим, текущим и оперативным.

Однако кроме этого критерия, виды планирования могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, они могут быть различными в зависимости от объекта. Два основных вида финансового планирования по данному критерию - это финансовое планирование и налоговое планирование. В свою очередь, налоговое планирование бывает как стратегическим, так и текущим.

Стратегическое планирование является самым долгосрочным - в среднем до 5 лет. Его задача заключается в определении тенденций развития компании на длительный период и установлении путей достижения целей. Во время стратегического планирования выявляется необходимость финансирования предприятия, устанавливаются способы привлечения ресурсов и проводится прогнозирование результатов.

Текущее планирование охватывает период до 1 года. Оно строится на основе разработанной финансовой стратегии, с долгосрочными целями с течением времени выносятся на промежуточные. Затем составляются годовые планы расходов и прибылей, при этом главным инструментом текущего планирования является бюджетирование.

Оперативное планирование - это низший уровень постановки задач, который подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений и рассчитан на период до 3 месяцев. Оно включает контроль за выполнением заданий.

Существует множество методов финансового планирования и прогнозирования, которые могут применяться в каждом из вариантов планирования на предприятии. Экспертные оценки - это подход, основанный на мнениях специалистов в соответствующих областях. Методы экстраполяции определяют тенденции развития планируемого объекта. Методы моделирования предусматривают построение математических моделей, а нормативный метод учитывает уже существующие нормы. Балансовый метод заключается в установлении равновесия между поступающими ресурсами и их затратами.

Эффективное финансовое планирование является ключевым для любого бизнеса. Без адекватной оценки перспектив развития, определения допустимых объемов затрат, приоритетных направлений использования денежных ресурсов и потребностей в инвестициях, невозможно развивать свой бизнес.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *