Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Некоторые предприниматели и компании склонны рассчитывать только на удачу в своей работе. Однако, чтобы достичь успеха, необходимо больше, чем просто удача. В тоже время, опираясь на свой опыт и правильно проведенные расчеты, можно достичь больших результатов. Сегодня, век информации, есть возможность воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений России и всего мира. Одним из наиболее эффективных способов получения необходимых знаний является маркетинговое исследование рынка. Такое исследование позволяет получить ответы на важнейшие вопросы, которые встают перед компанией или предпринимателем, создать или обновить стратегию развития организации или бренда.

Анализ рынка: цели и виды

Для проведения комплексного маркетингового анализа рынка целесообразно учитывать его структуру, наличие свободных ниш, конкурентную ситуацию и потребительский спрос. Однако не всегда имеется возможность тратить ресурсы на обработку и изучение всех этих данных, поэтому важно определить, какие цели необходимо достигнуть при проведении анализа.

В зависимости от целей анализа, можно определить предмет и выбрать метод для проведения исследования. Среди основных видов анализа маркетингового рынка можно выделить:

  • Исследование рынка на объемы (емкость), его динамику и потенциал развития.
  • Изучение экономической ситуации на рынке, его сегментирование и оценку возможности их развития, а также групп потребителей, продуктов или предприятий.
  • Конкурентный анализ рынка с определением слабых мест и преимуществ конкурентов.
  • Исследование цен и проведение общего экономического анализа рынка.
  • Оценка структуры распределения или дистрибуции продукции на рынке.
  • Изучение способов продвижения и поддержки продукта на рынке.
  • Оценка силы бренда и восприятия товара/услуги.
  • Анализ спроса и поведения потребителей, а также определение факторов, влияющих на покупку.
  • Оценка восприятия товара/услуги и удовлетворенности качеством и свойствами продуктов.
  • Определение ключевых тенденций рынка и прогноз его развития на три года.

Кроме того, необходимо учитывать, что каждая сфера бизнеса требует свой подход к маркетинговому анализу рынка. Так, можно выделить несколько сфер бизнеса:

  • B2B (бизнес для бизнеса) – взаимодействие предприятий, которое характерно для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и другие. При этом потребителими являются компании, а объемы покупок относительно высокие.
  • B2C (бизнес для потребителя) – производство, создание и продажа потребительских товаров, услуг, продуктов питания и т.д. В этой сфере потребители – физические лица, а объемы покупок могут быть небольшими.
  • B2G (бизнес для государства) – маркетинговые отношения между бизнесом и государством, осуществляемые, например, при госзакупках.
  • C2C (потребитель потребителю) – информационное и экономическое взаимодействие между продавцами и покупателями, включая продажи в соцсетях и т.д. Здесь важно учитывать участие третьих лиц – владельцев торговых площадок.

Подробный анализ рынка требуется не всегда, поэтому возможно проведение краткого среза или оценка общего состояния рынка. Но в любом случае необходим правильный выбор методов и инструментов анализа, а также последовательное выполнение ряда действий.

Выбор методов и инструментов для анализа рынка является важным этапом после того, как цели анализа и план составлены. Анализ рынка включает сбор и последующую обработку информации. Для этого применяются различные методы исследования рынка, которые условно могут быть разделены на три категории: количественные, качественные и смешанные.

Количественные исследования рынка включают данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они позволяют понять мнение покупателей о товарах и услугах, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также при составлении различных прогнозов и статистики.

Качественные исследования рынка, в свою очередь, охватывают информацию, которую нельзя посчитать. Это может быть, например, мнение аналитиков и конкурентов, а также поведенческие факторы целевой аудитории. В этом случае данные не так объективны.

Смешанные методы представляют собой комбинацию преимуществ количественных и качественных методов. Они могут быть использованы для экономии бюджета: холл-тесты, домашнее тестирование, наблюдение.

Для сбора данных применяют различные методы. Глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование помогают понять потребности и желания целевой аудитории, а также поучить некоторые сведения, например, критерии отбора товара и часто задаваемые консультантам вопросы.

Чтобы провести анализ рынка, данные нужно структурировать и проанализировать. Для этого применяются различные инструменты, например, расчет индексов и показателей в динамике. Также применяют SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера для оценки законодательного аспекта, экономических и социальных факторов, уровня влияния потребителей и уровня развития конкурирующих фирм.

При правильной обработке и анализе данных, можно составить эффективную стратегию развития бизнеса.

Профессиональное исследование рынка является одной из важнейших задач для любого бизнеса. Это позволяет повысить продажи и узнать, на что ориентироваться в будущем, предсказывая потенциальные угрозы и риски. Однако, стоимость такого маркетингового анализа может сильно варьироваться в зависимости от ряда факторов.

Первый и наиболее важный фактор - это метод, используемый для сбора информации. Стоимость каждого из методов будет зависеть от объема ресурсов, затраченных на аналитику и количества людей, вовлеченных в исследование. Например, проведение онлайн-опроса можно заказать от 40 000 рублей, в то время как поквартирный опрос или холл-тест могут стоить от 180 000 рублей и выше.

В случаях, когда один метод сбора информации не достаточен, можно прибегнуть к использованию дополнительных методов, таких как фокус-группа (от 40 000 рублей) или экспертное интервью (от 6 000 рублей). Глубинное интервью, в свою очередь, может стоить от 3 300 рублей.

Анализ данных также оплачивается отдельно. Цены на отчет-презентацию около 20 000 рублей, полный отчет - около 30 000 рублей, а сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9 000 рублей.

Тем не менее, некоторые маркетинговые компании готовы предложить более выгодные условия для малого бизнеса, включая все расходы. Оплата за обзор рынка может составлять около 60 000 рублей, включая оценку емкости рынка, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей и разработка стратегий развития компании. В свою очередь, конкурентный анализ обойдется порядка 55 000 рублей, а потребительский - примерно 45 000 рублей.

Несмотря на то, что проведение исследования рынка может обойтись в немалые деньги, любые затраты на грамотное проведение маркетингового анализа окупятся в долгосрочной перспективе. Полученные данные позволяют разработать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, обеспечит успех и процветание бизнеса.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *