Какая страховая компания лучше?
Как правильно выбрать страховщика и определить, какая страховая компания является лучшей? Этим вопросом задаются как новички-страхователи, так и бывалые владельцы полисов, имеющие негативный опыт общения со страховыми компаниями. Возможно, они сталкивались с ситуациями, когда не получали выплату после наступления события, которое не является страховым случаем в соответствии с купленным полисом. Также бывает, что клиент прав, но не может быстро или в полном объеме получить выплату. Поэтому рассмотрим общие принципы, которые помогут подобрать надежного страховщика, готового исполнить свои обязательства.
Конечно, люди принимают решения на основе субъективных факторов, например, близости филиала страховой компании, низкой стоимости полиса, убеждения и компетентности страхового агента. Однако ни один из этих факторов не должен быть определяющим.
В первую очередь важна надежность страховой компании и ее готовность оперативно исполнить взятые на себя обязательства. Надежность означает, что даже в самый неблагоприятный период страховщик будет в состоянии производить выплаты, не обанкротится. Оперативность исполнения обязательств гарантирует своевременную выплату по условиям полиса.
Также рекомендуется провести анализ на основе открытой информации, которая размещена на официальных сайтах страховых компаний и на профильных независимых ресурсах, таких как форумы, порталы рейтинговых и информационно-аналитических агентств, блоги и группы социальных сетей. Кроме того, можно поинтересоваться у друзей, коллег и родственников об их опыте сотрудничества со страховыми компаниями.
Однако выбор подходящего страховщика осложняется количеством присутствующих на российском рынке страхования компаний, которых сегодня более сотни. Поэтому самостоятельно провести ранжирование такого количества страховщиков весьма затруднительно. Чтобы выяснить, какая страховая компания лучше, можно обратиться к независимым информационным, экономическим и рейтинговым агентствам, объединениям страховщиков и другим источникам, которые публикуют рейтинги страховых компаний и их деятельности ежегодно или ежеквартально. Можно полагаться на такую информацию с высоким уровнем доверия.
Оценка того, какую страховую компанию выбрать, может стать весьма проблематичной задачей. Однако, основывая свой выбор на массивных аналитических данных, можно избежать многих неприятностей, связанных с рискованными инвестициями. На помощь в этом вопросе приходит крупнейшее рейтинговое агентство России – «ЭКСПЕРТ РА». Оно поможет проанализировать деятельность страховых компаний, опираясь на многие показатели. Рейтинговые оценки основываются на числе факторов, каждому из которых присваивается вес, т.е. относительная значимость показателя по сравнению с другими.
Внешние факторы оцениваются по таким параметрам, как размерный фактор (величина активов, собственных средств, размер уставного капитала, совокупной страховой премии); положение компании в отдельных сегментах рынка; корпоративное управление и география присутствия.
Страховой бизнес оценивается по следующим параметрам: страховой портфель (диверсификация и стабильность страхового портфеля, прибыльность по видам страхования, относительная величина рисков и параметры портфеля входящего перестрахования); база клиентов (размер клиентской базы, каналы распространения полисов, доля партнеров по перестрахованию); перестраховочная политика.
Финансовые показатели оцениваются по параметрам ликвидности и платежеспособности, доходности и убыточности, инвестиционной политики.
Несмотря на обширность «ЭКСПЕРТ РА», краткая методика агентства на практике производит рейтинги, которые сложно объективно оценить, даже с помощью математических и социологических методов анализа.
Поэтому рейтинги, основанные на «народном» голосовании, которые по своему способу, имеют недостатки, такие как субъективный подход и нерепрезентативность выборки. Комментарии, которые относятся к какой-либо страховой компании следует рассматривать с большой долей скептицизма, так как у каждой страховой компании среди клиентов есть как поклонники, так и противники, поэтому невозможно надежно измерить количество той и другой группы. Наиболее важным аспектом стоит считать общее мнение о лидерах российского страхового рынка.
Одна из крупнейших страховых организаций в России - ВТБ Страхование, была основана в 2000 году и в настоящее время является системно значимой компанией. Ее филиалы расположены в 114 городах по всей России. Известное рейтинговое агентство Standard&Poor's присвоило ей самый высокий долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг финансовой устойчивости BB+ (или ruAA+ по национальной шкале). В 2015 году «ЭКСПЕРТ РА» назвал ВТБ Страхование одной из самых надежных страховых компаний с рейтингом А++ (чрезвычайно высокий уровень надежности).
Компания предоставляет своим клиентам широкий спектр страховых продуктов и услуг, таких как страхование имущества физических лиц, страхование жизни и здоровья, страхование путешественников, инвестиционное страхование жизни, страхование имущества юридических лиц, добровольное медицинское страхование (ДМС) и др. Необходимо отметить, что некоторые клиенты жалуются на длительные сроки рассмотрения выплатных дел.
Общее мнение о ВТБ Страхование среди клиентов является благоприятным, называя ее бесконфликтной, надежной и достойной страховой компанией. Однако услуги этой компании не являются самыми дешевыми на рынке. Тем не менее, значительное число клиентов предпочитают именно ее, особенно тех, кто имел негативный опыт с другими, более "дешевыми" страховщиками.
Крупнейшая и самая старая страховая группа в РФ — Росгосстрах, является лидером по количеству филиалов в регионах, согласно данным издания «ЭКСПЕРТ РА». Компания занимает первое место по страховым премиям, резервам и активам. В 2014 году Национальное рейтинговое агентство подтвердило рейтинг вероятности выплаты «Росгосстраха» на уровне ААА и А++.
Росгосстрах осуществляет страхование физических и юридических лиц, включая ОМС, КАСКО, страхование выезжающих за рубеж и многие другие виды страхования.
Однако, компания была обвинена в нарушении антимонопольного законодательства в ряде регионов. Проводилась проверка из-за принуждения клиентов приобретать дополнительные страховые услуги. Это привело к временному отзыву лицензии на осуществление ОСАГО.
Основное критическое отношение клиентов к Росгосстраху связано с длительным ожиданием выплат и низким уровнем ответственности перед клиентами. Также иногда имеют место откровенные отказы в выплате без решения суда, особенно по автострахованию. Однако клиенты отмечают, что легко и быстро можно найти офис компании, кроме того есть огромная армия страховых агентов.
Компания СПАО "РЕСО-Гарантия" была основана в 1991 году и на данный момент является одной из ведущих страховых компаний в России. В ее структуру входит более 760 филиалов и офисов продаж, а также 19 000 независимых агентов. Клиентский пул компании составляет 10 миллионов юридических и частных лиц, а также она имеет лицензию на проведение более 100 видов страховых услуг.
Среди приоритетных видов деятельности "РЕСО-Гарантия" можно выделить автострахование, ДМС, страхование имущества физических и юридических лиц, ипотечное страхование. Компания также может похвастаться высоким кредитным рейтингом Standart&Poor's, которому был присвоен рейтинг ВВ (ruAA).
Однако, как и большинство страховых компаний, "РЕСО-Гарантия" сталкивается с отрицательными отзывами со стороны клиентов. Это в основном вызвано тем, что люди больше склонны оставлять отзывы в тех случаях, когда у них возникли проблемы. В то же время, есть филиалы и офисы продаж компании, в которых работают профессионалы своего дела и соблюдаются все необходимые стандарты обслуживания клиентов. Одним словом, как везде, есть свои плюсы и минусы.
Одной из системно значимых страховых компаний России является Страховая группа СОГАЗ. Она занимает второе место по сумме страховых премий в стране. Группа состоит из девяти страховых и обслуживающих компаний не только в России, но и за ее пределами. Более 14 млн человек и 40 тысяч юридических лиц застрахованы в «СОГАЗ». Компания также занимается спонсорством, долгое время была партнером и страховщиком чемпионата Континентальной хоккейной Лиги.
Однако, как и в случае с «Росгосстрахом», в адрес Страховой группы СОГАЗ поступает немало жалоб от клиентов на навязывание менеджерами дополнительных услуг и на отказ продавать полис ОСАГО без страхования жизни.
Отзывы о СГ «СОГАЗ» делятся на положительные (около 45%) и на отрицательные (около 55%). Клиенты отмечают оптимальное соотношение цены и качества по полисам КАСКО в разделе «плюсы». В то же время, человеческий фактор является значительным недостатком компании, как и во многих других крупных страховых компаниях: сервис в одних филиалах оказывается на высоком профессиональном уровне, тогда как в других оставляет желать лучшего.
Одним из самых крупных страховщиков в России, предлагающим универсальный пакет услуг для физических и корпоративных клиентов, является "АльфаСтрахование". Компания основана в 1992 году и уже более 22 миллионов частных лиц и 435 тысяч компаний воспользовались ее предложениями. Кроме того, у "АльфаСтрахования" есть около 400 региональных представительств, что создает широкую сеть обслуживания.
В 2015 году агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинг финансовой надежности компании на уровне ВВ (ruAA), что свидетельствует о стабильном финансовом состоянии и надежности компании.
Однако, отзывы людей, заключивших контракт со "Страхованием", далеко не всегда положительные. Три из пяти владельцев полисов категорически недовольны обслуживанием и/или возмещением ущерба. Наибольшие жалобы касаются уровня возмещения убытков по различным видам страхования, который, по мнению недовольных клиентов, является заниженным. Кроме того, частые претензии связаны с "замаскированными" условиями возмещения, содержащимися в полисах.
Стоит, однако, отметить, что есть и благодарные клиенты, оставившие положительные отзывы. Некоторые из них даже отмечают, что сумма выплаты за возмещение ущерба превзошла стоимость ремонта транспорта, что является приятным бонусом.
Страховая группа «Согласие» - одна из крупнейших страховых компаний России, которая была основана в 1993 году и сегодня занимает один из почетных мест в ТОП-10. Организация располагает филиальной сетью из 126 офисов в Москве и области, 75 филиалов, 135 удаленных рабочих мест и 132 отдельных региональных офисов, обеспечивая свою присутствие на всей территории России.
В финансовых кругах были критические замечания по поводу слишком частых смен топ-менеджеров, что привело к снижению репутации компании.
В отзывах клиентов отмечаются некоторые недостатки в работе call-центра, медленные выплаты обусловленные чрезмерно заниженными размерами возмещения ущерба (в 5-6 раз), а также трудности с обратной связью. Среди позитивных моментов можно выделить невысокие цены на КАСКО и неограниченный срок обращения с документами после ДТП после предварительного звонка.
Компания САО ВСК уже более 20 лет занимается предоставлением широкого спектра страховых продуктов и услуг как частным, так и корпоративным клиентам. Ее региональная сеть насчитывает 600 филиалов и пунктов страхования. Эта компания страхует 10 млн человек и 125 тыс. предприятий, причем ее уставный капитал составляет 3,2 млрд рублей.
Сотрудники ВСК уделяют внимание перестраховочной защите своего страхового портфеля. Также стоит отметить, что компания в большей степени ориентирована на работу с юридическими лицами, что может быть причиной низкого уровня народного доверия к компании. Пока что удовлетворенность ее сервисом не превышает трети населения.
Частная страховая организация ООО «Группа Ренессанс Страхование» была создана в 1998 году. Компания относится к числу системно значимых страховых компаний в РФ. В 2014 году «ЭКСПЕРТ РА» присвоил ей рейтинг надежности А++.
В данный момент ООО «Группа Ренессанс Страхование» обслуживает более 500 тыс. человек и тысячи организаций. Среди партнеров компании находятся более 700 российских лечебных заведений, автомобильные дилеры и туристические компании.
Как отмечают клиенты в отзывах о СГ «Ренессанс Страхование», компания предлагает недорогие полисы. Однако, также имеются недостатки, в частности, сложности с возмещением даже небольших убытков и низкий уровень сервиса обслуживания.
Фото: freepik.com