Как стать победителем в таможенном споре?

Как стать победителем в таможенном споре?

Российские предприниматели позиционируют себя как людей, которых ничто не может выбить из колеи. Многие из них пережили "лихие 90-е" , кризисы 1998 и 2008 годов, а также участвовали в санкционной войне, которая до сих пор не закончилась. Однако, на пути к успеху, у бизнеса могут возникнуть сложности в виде таможенных споров. Что такое таможенный спор, какие могут быть последствия и как им их избежать? Обо всем этом Вы узнаете из нашей статьи.

«Двуликий Янус» таможенного права: пересекать границы становится все труднее

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) может стать серьезным источником проблем для компаний. Вместо увеличения доходов, многие сталкиваются с высокими штрафами, пошлинами и продолжительными задержками товара. Каковы причины сложностей?

Необходимость ориентироваться в тысячах правовых документов является одной из главных проблем таможенного права. Оно фиксировано в международных правовых актах, договорах и внутренних распоряжениях правительства. Каждый из них может противоречить другому, создавая коллизии. Правильно интерпретировать их может только высококвалифицированный таможенный специалист.

Процесс оценки стоимости товара также может привести к проблемам. Таможенные органы могут использовать субъективные критерии экспертов при определении достаточности доказательств, оценке стоимости товара, и не позволить квалифицированным специалистам решить вопрос. Это может привести к завышенным размерам штрафов. К примеру, индивидуальный предприниматель из Екатеринбурга был обязан заплатить штраф в размере 690 тысяч рублей за товар, который на самом деле стоил всего 70 тысяч.

Проблемы взаимодействия с таможенными органами могут заключаться не только в трудностях с правовым регулированием, но и в некомпетентности сотрудников таможни. Должностные лица не всегда являются специалистами в таможенном праве, не соблюдают внутренние инструкции. Например, гражданин Н. получил большой штраф после того, как недавно вступившая в силу инструкция привела к изменению порядка исчисления пошлин на товар. Но даже таможенные органы не знали об изменении.

Политическая ситуация в стране также влияет на уровень заинтересованности сотрудников таможни в завышении пошлин и штрафов. Они являются одним из основных источников бюджетных поступлений, но при этом, в условиях кризиса, эксперты Госдумы и другие структуры требуют увеличивать сборы с бизнеса. В результате за последние годы ситуация в сфере таможенного оформления существенно ужесточилась, а должностные лица иногда забывают о правах бизнеса.

Типовые таможенные разногласия – о чем спорят?

Таможенные споры возникают в зависимости от предмета вопроса и могут быть разделены на несколько видов.

Административные споры связаны с наложением санкций, которые предусмотрены главой 16 КоАП и включают в себя штрафы и конфискацию имущества. В эту категорию входят жалобы предпринимателей на несправедливое привлечение к административной ответственности.

Зачастую административные штрафы накладывают «постфактум» по результатам проверки, когда контролирующие таможенные органы исчисляют стоимость и проверяют процедуру введения товаров в Россию. Например, компания ввезла в РФ видеоаппаратуру, предоставив необходимые документы и уплатив пошлину, однако при проверке контролирующие органы выявили ошибки в указании кода ТН ВЭД и вынесли решение о привлечении фирмы к административной ответственности. Действия таможенных органов в данном случае были успешно оспорены через суд, поскольку вина компании в них не была доказана.

Коммерческие споры связаны с применением таможенного законодательства. Эта наиболее обширная категория споров, включающая в себя такие глобальные вопросы, как неверное начисление пошлин и жалобы на действия должностных лиц. Большинство причин для споров – некорректное исчисление таможенной стоимости грузов, несогласие с решениями о классификации товаров и отказ в предоставлении положенных льгот и преференций.

Налоговые споры связаны с жалобами на неверное начисление НДС.

Так как разрешить таможенный спор? Существует два основных метода:

- Досудебный: подача жалобы в вышестоящие таможенные органы в некоторых случаях может помочь оспорить действия должностных лиц. Вы это можете сделать в течение трех месяцев со дня нарушения права от имени предпринимателя или его представителя. Преимущества такого метода – быстрое рассмотрение, отсутствие дополнительных затрат в виде пошлин, вступление решения в силу со дня принятия.

- Обращение в суд: если обжалование решения в досудебном порядке не удалось, участник ВЭД может подать иск в арбитражный суд.

Многие компании опасаются судебных разбирательств без обоснованных причин: по словам профессиональных юристов по таможенным спорам, любое решение по делу не повлияет на дальнейшие взаимоотношения с органами. В следующей части мы поговорим о том, какова вероятность выиграть в суде у государственного органа.

Судебная практика в России

Кто прав и кто виноват в судебной практике?

Статистические данные свидетельствуют о том, что таможенные органы в России занимают второе место после налоговых в частоте участия в судебных разбирательствах. Число исков по этой категории дел ежегодно нарастает, что связано не только с увеличением нарушений в данной сфере, но и с повышением квалификации юристов и уровня правовой грамотности. Кризис также повлиял на ситуацию: ранее компании чаще закрывали глаза на нарушения со стороны таможенных органов, но теперь штрафы стали для них более горькой потерей.

Тем не менее, суды часто приходят на помощь предпринимателям, которые борются за свои права. Примером этого может служить официальная статистика решений судебных органов за 2015 год, согласно которой количество дел, решаемых в пользу бизнеса, достаточно велико. Так, по коммерческим спорам вероятность победы приближается к 70%. Хотя этот показатель немного снизился по сравнению с прошлыми годами (до 80% положительных решений), однако шансы на удовлетворения иска по-прежнему высоки.

Решения судебных органов за 2015 год свидетельствуют о том, что количество исков, связанных с применением таможенного законодательства, составило 11787, из которых 7846 были удовлетворены. Кроме того, рассмотрены иска об оспаривании нормативных правовых актов в области таможенного дела (50, из которых 37 удовлетворены), об оспаривании ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействия) должностных лиц (9903, из которых 6336 удовлетворены), о взыскании таможенных пошлин, налогов (115, из которых 39 удовлетворены), а также о возмещении убытков или вреда, причиненных таможенными органами лицам или их имуществу (263, из которых 224 удовлетворены). Кроме этого были рассмотрены иски, связанные с применением законодательства об административных правонарушениях - 2230, из которых 696 были удовлетворены. Таким образом, данные статистики подтверждают, что у предпринимателей есть шанс защитить свои права в суде.

Как выиграть таможенный спор

Как выиграть таможенный спор?

Конечно, дать точные рекомендации по участию в судебном разбирательстве сложно, так как каждое дело имеет свои особенности. Однако есть несколько общих советов, которые подойдут к любому случаю:

  • Следите за сроками подачи апелляций и жалоб на таможенные решения.
  • Соберите доказательства нарушений со стороны таможни.
  • Обратитесь к профессиональному таможенному адвокату.

Судебные споры по таможенным вопросам требуют от участников навыков и опыта. Поэтому лучшим решением для ведения дела будет найм опытного адвоката, который специализируется в области таможенных споров.

Любой таможенный спор может стать для бизнеса значительной статьей расходов и даже большой проблемой. Он может привести к срыву сроков поставок, расторжению договора или даже к уголовному преследованию. Необходимо уделить максимум внимания подготовке документов, чтобы избегать таможенных споров. Однако, если нарушение прав ВЭД все же произошло, то не стоит бояться судебного разбирательства. Практика показывает, что часто таможенные споры решаются в пользу бизнеса, если у него есть хороший адвокат.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *